Выбор программы: биоинженерия и биоинформатика в МГУ

Как летняя школа может помочь стать призером всероссийской олимпиады и чем молекулярная биология похожа на увлекательную книгу? Об этом рассказала студентка факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ Наталия Ходыкина.
Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
23 июня 2015
Почему ты остановила свой выбор именно на МГУ?

До 9 класса я очень сомневалась в своих силах и про поступление в МГУ даже не думала: хотела поступать в медицинский вуз. Но, когда поняла, что не хочу быть врачом, проблема выбора встала очень остро. После долгих метаний я остановилась на двух вариантах — МГУ и МАИ. В МГУ я подавала заявление только на факультет биоинженерии и биоинформатики, потому что точно знала, что поступлю туда: призёрство во Всероссийской олимпиаде школьников по биологии обеспечивало мне поступление на этот факультет без экзаменов. Диплом олимпиады существенно упрощал поступление, поэтому для меня поступление и ЕГЭ прошли спокойно и без лишних нервов. На выбор в пользу МГУ повлияло и то, что меня очаровало его главное здание, когда я пришла подавать документы. А в приемной комиссии мне сразу сказали, что я могу считать себя зачисленной.

Почему ты выбрала факультет биоинженерии и биоинформатики, а не биологии?

Я выбрала его потому, что не хотела быть полевым биологом, а факультет биоинженерии и биоинформатики сразу давал углубление в интересные мне области биологии. Еще сыграло свою роль то, что это малый факультет, а я не люблю большие толпы людей: нас было всего 42 человека на первом курсе.

Когда ты начала интересоваться биологией?

Я училась в школе с углубленным изучением биологии — Кировском лицее естественных наук. Там я увлеклась биологией, а потом приняла участие в олимпиаде, после которой меня пригласили в Летнюю многопредметную школу на отделение биологии (в той же Кировской области), где я заинтересовалась этой наукой уже по-настоящему. Там работают совершенно потрясающие преподаватели и царит удивительная атмосфера.

Расскажи поподробнее про обучение в летней школе?

В летней школе было четыре отделения: математическое, физическое, химическое и биологическое. Обучение представляет из себя четыре цикла из четырех учебных дней и одного выходного. Каждый учебный день состоит из трех пар по 1,5 часа до обеда и еще одной или двух пар после обеда. Учиться приходилось много, но все предметы были интересными: их вели замечательные преподаватели, многие из которых сами были выпускниками этой летней школы. Материал выходил далеко за рамки школьной программы даже профильной школы. Обучение в летней школе — это возможность подготовиться к олимпиадам и поступлению в вузы лучше, чем с репетиторами. Достаточно сказать, что все участники нашей группы на биологическом потоке стали призерами и победителями Всероссийской олимпиады школьников, или Всеукраинской для ребят из Украины, которые у нас учились. Программа нашего отделения включает в себя подробное и постепенное изучение биологии, начиная с седьмого класса. Семиклассники занимаются ботаникой, зоологией беспозвоночных, например, а десятиклассники — молекулярной биологией, биохимией, клеточной биологией, эволюцией и генетикой.

Какие плюсы и минусы обучения ты можешь выделить?

Основной плюс заключается в хорошем, качественном базовом образовании по биологии, химии и математике. Обучение ориентировано именно на то, чем человек будет в дальнейшем заниматься в своей работе. Есть минимум предметов, которые можно назвать бесполезными: мы изучаем только то, что необходимо и интересно. Начиная со второго курса, мы работаем в лабораториях, то есть к концу обучения (а учимся мы шесть лет по программе специалитета) у нас будет пять лет опыта практической работы в лабораториях. Можно поменять лабораторию несколько раз и попробовать себя в разных направлениях. Еще одним преимуществом я считаю небольшое количество людей на курсе. Для преподавателей мы тоже не безликая масса: нас знают и запоминают.

Однако не стоит поступать сюда, если вы не готовы много и тяжело учиться. Здесь можно добиться очень многого, но для этого придется много работать. Других минусов я не вижу.

Как проходит работа в лабораториях?

В МГУ есть Научно-исследовательский институт физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского. В его состав входит много разных лабораторий. Кроме того, есть лаборатории в других НИИ. Вот в них мы и работаем. Важно только, чтобы у студентов был куратор, который является сотрудником факультета или НИИ ФХБ им. А.Н. Белозерского. Мы занимаемся тем, чем скажет научный руководитель лаборатории. Чаще всего — участвуем в штатных исследованиях, которые ведёт данная группа. Исследования в лабораториях проходят не в рамках изучения учебных предметов. Для этого есть практикумы в рамках учебного процесса.

Сейчас с клеткой можно сделать почти всё, что хочется.
Ну как это может быть неинтересным?

В каких исследованиях ты в последнее время участвовала?

Я занимаюсь изучением процесса воспаления, в частности, того, как происходит один из начальных его этапов.

Когда в какой-либо ткани начинается воспалительный процесс, иммунные клетки должны выйти из кровяного русла и попасть к очагу воспаления. Для этого они должны точно понимать, в каком месте это надо сделать. Этой цели служат, в том числе, и особые молекулы, которые выставляются на их поверхности клетками выстилки стенок сосуда. Одновременно с этим клетки стенки сосуда делают возможным проникновение иммунных клеток через стенку. Я занималась регуляцией того этапа, когда клетки выставляют на своей поверхности вот те самые молекулы.

А какие дисциплины изучаются особенно тщательно?

Чтобы стать хорошим биоинформатиком, нужно владеть знаниями по молекулярной биологии, биохимии, клеточной биологии, химии, теории вероятностей, математической статистике и другим областям математики, уметь программировать — очень много всего. Нельзя выделить 2-3 профильных предмета.

А можешь выделить те, что наиболее интересны тебе?

Мне, скорее, интересны предметы из области биологии — генная инженерия, например. Молекулярную биологию я люблю за то, что в ней всё складывается в такую большую и красивую историю, которая может быть не менее увлекательной, чем интересная книга. Вроде бы происходят разные процессы, но через посредников они складываются в единое целое. Это очень изящно, если можно так выразиться.

Вообще, дело не только в преподавании или вузе, все зависит от личного отношения. Биологию я полюбила уже в школе, так что тут для меня ничего особенно не поменялось.

Чем тебе нравится генная инженерия?

Многие в детстве любят конструктор. А в генной инженерии рассказывается, как разными способами буквально заменить всю ДНК в бактерии или вирусе. Это очень увлекательно. Наука сейчас продвинулась далеко вперед, некоторые методы кажутся буквально фантастикой. Сейчас с клеткой можно сделать почти всё, что хочется. Ну как это может быть неинтересным?

Кто учится вместе с тобой на факультете биоинформатики?

Со мной учатся очень разные люди, но большинство из них — весьма целеустремленные и амбициозные личности. Большая часть поступала на этот факультет по ЕГЭ и дополнительным вступительным испытаниям МГУ, хотя хватает и тех, кто поступал по олимпиадам. Лентяи здесь долго не учатся: вылететь после сессии довольно легко.

Какие перспективы есть у выпускника факультета?

У выпускников нашего факультета могут быть самые разные перспективы. Можно уехать за границу на стажировку или постоянную работу. Можно работать в России в НИИ. Можно работать к коммерческих структурах, — например, в фармкомпаниях. Выпускники могут выполнять разные обязанности: все зависит от личных качеств и интересов. Но, конечно, факультет в основном готовит ученых.

Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
23 июня 2015

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты