Выбор программы:
искусство костюма
и моды в МГУДТ

Почему студентам института искусств так важно быть стойкими
и иметь силу воли и как сделать нестандартную вещь пригодной
для носки? Об этом Учёбе.ру рассказала студентка МГУДТ Дарья Галкина.
Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
09 июня 2015
Что привело тебя в институт искусств МГУДТ?

Меня с детства привлекала профессия модельера, и я любила рисовать. В итоге, когда мне исполнилось шесть лет, родители отдали меня в художественную студию. С тех пор я не прекращала заниматься рисованием. Вопрос о том, куда поступать, возник примерно в девятом классе, так как к поступлению в творческие вузы нужно готовиться не один год. Выбор пал на институт искусств МГУДТ (тогда он еще был факультетом прикладного искусства при МГТУ имени Косыгина) по нескольким причинам. Во-первых, этот вуз является ведущим по выпуску модельеров, во-вторых, многие российские дизайнеры окончили именно его, ну а в-третьих, я просто влюбилась в него, когда в первый раз вошла в здание — там царит самая настоящая атмосфера творчества. Что касается факультета, меня также интересовал институт дизайна, тоже относящийся к МГУДТ, и я не понимала, чем именно он отличается от института искусств. Различие мне объяснили довольно быстро: институт искусств ориентирован в первую очередь на высокую моду, на творчество, в то время как институт дизайна выпускает специалистов для работы с массовым производством. Для меня выбор был очевиден, и я сразу же записалась на курсы для подготовки к поступлению в институт искусств.

Каким было обучение на курсах?

Обучение на курсах представляло из себя подготовку к двум внутренним экзаменам — рисунку и композиции. Мы тщательно изучали каждый предмет, начиная с простых геометрических фигур и заканчивая головами живых людей (по рисунку); писали натюрморты и создавая геометрические композиции. С курсами очень повезло, так как там преподают лучшие преподаватели факультета.

Сложно было поступить?

Мне было не очень сложно, так как я начала готовиться к поступлению за два года, но было нервно. Если старательно заниматься на курсах и готовиться к ЕГЭ, то поступить на бюджет вполне реально.

Чему вас учили на подготовительных курсах и что из этого особенно помогло при поступлении?

Подготовительные курсы направлены на то, чтобы подготовить абитуриентов к сдаче вступительных испытаний. То есть, там нас учат строго тому, как выполнить экзаменационное задание (например, в этом году по рисунку абитуриенту нужно изобразить гипсовую голову) и как получить за это максимальное количество баллов. Но для того, чтобы это сделать, нужны базовые навыки и знания, и на курсах их тоже дают.

Очень хорошо то, что все занятия — практические, это дает абитуриенту возможность постоянно развиваться как художнику.

Я чувствую пользу от этих занятий уже даже сейчас, обучаясь в институте — мне гораздо легче даются предметы, которые я изучала на курсах. Пожалуй, это и неплохая психологическая подготовка к обучению в вузе, так как преподаватели сразу дают понять: чтобы добиться желаемого, нужно много работать.

Какие еще испытания помимо изображения гипсовой головы бывают?

Разумеется, абитуриент должен сдать ЕГЭ (по русскому языку и литературе). Из внутренних испытаний кроме гипсовой головы по рисунку, как я упоминала выше, ещё есть композиция. Она включает в себя создание объёмной чёрно-белой композиции из геометрических фигур и плоскостной цветной композиции также из геометрических фигур, но по заданному девизу. Когда я сдавала экзамен, он выглядел совсем по-другому. Я рисовала портрет живого человека по рисунку и натюрморт по композиции. В этом году экзамен изменили и упростили.

Ты не пожалела о поступлении? Нравится учиться в МГУДТ?

Не пожалела ни разу. О более интересной и творческой специальности и мечтать не могу. Мне очень нравится, что учеба сочетает в себе элементы художественного образования (большое внимание уделяется рисунку и живописи) и дизайнерского (мы постоянно создаем эскизы коллекций одежды, делаем аксессуары из различных материалов). Так что перспективы открываются огромные. Безусловно, учиться нелегко, но оно того стоит.

Какие еще плюсы обучения ты можешь выделить?

Если говорить о плюсах, то, опять же, скажу про большие возможности как во время обучения, так и после окончания. Институт постоянно участвует в различных международных конкурсах, проводит выставки. Студенты ездят на стажировки за границу. Почему-то считается, что человеку с творческим образованием трудно найти работу, но своими глазами я наблюдаю обратное. Во-вторых, существует большое количество разных профилей, которые входят в направление «искусство костюма и текстиля», на котором я обучаюсь. Со мной на одном факультете учатся ювелиры, художники по тканям, графические дизайнеры и дизайнеры обуви. В-третьих, я считаю очень важным и правильным то, что в институте искусств МГУДТ применяется индивидуальный подход к каждому студенту. Конечно, есть какие-то конкретные техники, которым всех нас учат, но, тем не менее, каждому дана возможность раскрыться как творческая личность, как художник.

Еще один плюс — это разнообразная учебная программа. Как я уже говорила, мы и рисуем, и творим из различных материалов, на втором курсе обязательно будем шить. Есть и интересные теоретические предметы, например, история искусств, цветоведение. Одним словом — не соскучишься. Ну и, конечно, не могу не выделить приятную атмосферу и теплые отношения с преподавателями, которые очень поддерживают студентов. Профессора и доценты МГУДТ действительно влюблены в свою профессию. Как известно, лучший учитель — тот, кто вдохновляет, и преподаватели института искусств — именно такие.

А есть ли минусы?

Минусы, безусловно, тоже есть, однако не такие существенные, на мой взгляд. Во-первых, в университете низкий уровень организации. То есть часто случается так, что мероприятия переносят по несколько раз, до некоторых факультетов не всегда доходит полезная информация, или доходит, но в последний момент. Для многих, возможно, следующий пункт будет минусом: нужно действительно много работать. Чтобы соответствовать требованиям, нужна постоянная практика. Иногда на выполнение заданий просто не хватает времени. Периодически мы не спим ночами из-за этого, а про сессию я вообще молчу.

Стойкость и сила воли — ну очень важные качества в нашем деле.

Из вышесказанного вытекает еще один минус: не всегда получается участвовать в студенческих мероприятиях именно из-за загруженности. Правда, мне это не мешает, например, играть в университетском английском театре (да, у нас и такое есть). Ведь, если очень хочется, то и время можно найти.

Какие предметы у вас считаются основными?

На первом и втором курсе мы очень много рисуем. Основные предметы — это рисунок, живопись и композиция. Эти же предметы мы сдаём на экзаменах во время сессии. На занятиях по рисунку и живописи мы рисуем с натуры — натюрморты, людей. Композиция — это предмет, на котором мы создаём эскизы одежды. Он, пожалуй, самый важный, мы изучаем основы нашей профессии.

Как именно вы создаете эскизы одежды?

Как правило, мы создаем эскизы с опорой на определённый источник вдохновения, например, на архитектурное сооружение. Источник мы выбираем сами, по своему вкусу, но, разумеется, с преподавателем мы советуемся по этому поводу. Важно с помощью материалов (обычно это тушь или краски) красиво и эстетично изобразить идею. Это очень увлекательный процесс. В МГУДТ я узнала, насколько важен поиск новых форм костюма. То есть в процессе создания эскиза мы редко используем традиционные фасоны одежды, мы придумываем очень много нового и нестандартного. Но при это нужно придумывать так, чтобы эту вещь мог носить обычный человек. Совместить эти два момента не всегда просто, но мы стараемся.

А что из того, что ты создавала, было наиболее нестандартным?

Думаю, в моём случае это был мужской костюм, который я создала, вдохновившись Кёльнским собором. Формы костюма повторяли острые шпили собора. После создания эскиза я сделала этот костюм в материале и участвовала с ним на всероссийском конкурсе «Шаг в будущее». Материалы тоже были не самые обыкновенные — металлическая сетка и укрывной материал, а также я использовала цветные светодиоды. На этом конкурсе приветствуются нестандартные решения.

Я победила в номинации «Лучшее образное решение», а первое место заняла моя одногруппница с костюмом из трубочек для напитков.

Благодаря этой победе я приобрела полезные призы, бесценный опыт, новые знакомства и тонну положительных эмоций.

Нравятся ли тебе преподаватели МГУДТ?

С преподавателями мне очень повезло. Они — профессионалы своего дела, многие из них — действующие художники, участники выставок и показов. При этом это прекрасные люди, которые действительно вдохновляют своими примерами. Пожалуй, мне очень запомнился преподаватель по рисунку, Алексей Сергеевич Шеболдаев, который вёл у меня занятия, когда я еще занималась на подготовительных курсах. Он очень творчески подходит к процессу преподавания, объясняет принципы рисования на совершенно неожиданных вещах. Например, сравнивает рисование с вождением автомобиля или с мытьём головы. А иногда, наоборот, говорит о серьёзных вещах, о жизненных принципах и устройстве мира просто для того, чтобы мы поняли, как правильно нарисовать портрет человека. Порой, когда мне нужно принять сложное решение, я вспоминаю его советы. Еще на меня сильно повлиял мой преподаватель по композиции, Виктор Дмитриевич Уваров. Он восхищает своим стремлением научить студентов видеть и создавать прекрасное, доступно подать материал, а также заботой о них. Когда мы участвуем в различных конкурсах, готовимся сдавать экзамен, он действительно переживает за нас, и нам такая поддержка очень важна.

А как тебе твои однокурсники?

В основном мои однокурсники — целеустремленные и заинтересованные в учёбе люди. Я думаю, так и должно быть: на моем факультете учатся творческие и интересные личности. Со многими из них я в очень хороших отношениях. Конечно, есть и те, кто прогуливает, кому неинтересно учиться, но таких — меньшинство. И еще, пожалуй, есть такая особенность: у нас совсем мало мальчиков.

Дарья, какие перспективы открываются перед выпускником твоего факультета?

У выпускника есть возможности реализовать себя как модельера, как художника, поехать на стажировку за границу, трудоустроиться в практически в любой фирме, связанной с модной индустрией. Повторюсь, среди выпускников нашего университета много успешных российских дизайнеров — Вячеслав и Егор Зайцевы, Виктория Андриянова, Владимир Зубец, Денис Симачёв, Олег Овсиев, Сергей Ефремов, Нина Неретина, Пупис Донис и многие другие. Так что думаю, в вопросе перспектив всё очевидно.

А кто из модельеров тебе наиболее близок и почему?

Мне трудновато выбрать кого-то конкретного, но скажу, что восхищаюсь Александром Маккуином, и некоторыми японскими дизайнерами — такими, как Йоджи Ямамото и Рэй Кавакубо. Меня поражают формы, которые создали эти люди, их оригинальность, новаторство, неповторимые стили.

Ты вдохновлялась их работами при создании собственных?

О да, и я думаю, это хорошо повлияло на меня как на модельера. Мои идеи и эскизы стали интереснее и гармоничнее, как мне кажется.

А ты сама как видишь свое будущее?

Честно говоря, пока я вижу его довольно расплывчато, ведь никогда не знаешь, как повернётся жизнь. Но в любом случае, моя будущая работа будет связана с модой и творчеством, иначе и быть не может.

Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
09 июня 2015

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты