Структура экзамена
ЕГЭ по географии состоит из двух частей и 34 заданий. В части 1 школьникам предлагается выполнить 27 заданий с кратким ответом в виде числа, последовательности цифр или словосочетания. Часть 2 включает 7 заданий, в первом из которых ответом должен быть рисунок, а в остальных требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос.
Изначально все задания оцениваются в первичных баллах, за каждый из вопросов можно получить от 1 до 2 баллов в зависимости от уровня сложности. Максимальная оценка за работу — 47 первичных баллов. После экзамена набранные первичные баллы переводятся в тестовые по 100-балльной шкале.
Чем разрешено пользоваться на экзамене
На экзамене разрешено пользоваться линейкой, транспортиром, непрограммируемым калькулятором с возможностью вычисления тригонометрических функций (cos, sin, tg).
Темы, уровень сложности и оценка заданий
Часть 1
№ задания | Формат ответа | Уровень сложности | Перв. балл | Тема |
1 | 1 | Географические модели. Географическая карта, план местности | ||
2 | 1 | Атмосфера. Гидросфера | ||
3 | 2 | Природные ресурсы. Рациональное и нерациональное природопользование | ||
4 | 2 | Литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природа России | ||
5 | 1 | Особенности природы материков и океанов. Особенности распространения крупных форм рельефа материков и России. Типы климата, факторы их формирования, климатические пояса России | ||
6 | 1 | Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли | ||
7 | 1 | Литосфера. Рельеф земной поверхности. Мировой океан и его части. Воды суши. Особенности природы материков и океанов | ||
8 | 1 | Географические особенности воспроизводства населения мира. Половозрастной состав. Уровень и качество жизни населения | ||
9 | 1 | Географические особенности размещения населения. Неравномерность размещения населения земного шара. Размещение населения России. Основная полоса расселения | ||
10 | 1 | Структура занятости населения. Отраслевая структура хозяйства | ||
11 | 2 | Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира | ||
12 | 1 | Городское и сельское население. Города | ||
13 | 1 | География отраслей промышленности России. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорта | ||
14 | 2 | Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России | ||
15 | 2 | Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам | ||
16 | 1 | Мировое хозяйство. Хозяйство России. Регионы России | ||
17 | 1 | Погода и климат. Распределение тепла и влаги на Земле | ||
18 | 2 | Административно-территориальное устройство России. Столицы и крупные города | ||
19 | 1 | Ведущие страны-экспортеры основных видов промышленной продукции, сельскохозяйственной продукции. Основные международные магистрали и транспортные узлы | ||
20 | 1 | Часовые зоны | ||
21 | 1 | Направление и типы миграции населения России. Городское и сельское население. Регионы России | ||
22 | 1 | Природные ресурсы | ||
23 | 1 | Этапы геологической истории земной коры. Геологическая хронология | ||
24 | 1 | Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира | ||
25 | 1 | Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России | ||
26 | 1 | Географические модели. Географическая карта, план местности | ||
27 | 1 | Географические модели. Географическая карта, план местности |
Часть 2
№ задания | Формат ответа | Уровень сложности | Перв. балл | Тема |
28 | 2 | Географические модели. Географическая карта, план местности | ||
29 | 2 | Литосфера. Гидросфера. Атмо- сфера. Биосфера. Природа России. Динамика численности населения Земли. Факторы размещения производства. География отраслей промышленности. Рациональное и нерациональное природопользование | ||
30 | 2 | Форма, размеры, движение Земли. Литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Природа России. Динамика численности населения Земли. Факторы размещения производства. География отраслей промышленности. Рациональное и нерациональное природопользование | ||
31 | 2 | География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер | ||
32 | 2 | Земля как планета, современный облик планеты Земля. Форма, размеры, движение Земли | ||
33 | 2 | Численность, естественное движение населения России | ||
34 | 2 | Направление и типы миграции |
Как сдать часть 2 ЕГЭ по географии. Советы эксперта
Задание № 28
Советы
Задание на построение профиля местности, где важно понимать условные знаки и уметь читать их. В вопросе предлагается карта, и нужно по предлагаемой линии АВ построить профиль местности, то есть взглянуть сбоку на разрез. Здесь необходимо внимательно читать задание, а именно смотреть, через какое расстояние проведены горизонтали, и иметь в виду вертикальный и горизонтальный масштаб, которые указаны в условии.
Задание № 29
Советы
Задание на знание закономерностей природы, умение сравнивать. Также здесь важно хорошо представлять себе карту мира и карту России. Даже если вы владеете всеми перечисленными навыками, но не представляете, где находится нужный объект, задание вы не выполните. В голове должна быть карта!
Задание № 30
Советы
Задание № 30 очень похоже на № 29. Если смотреть на спецификацию ФИПИ, перечень тем у них идентичный, просто разная выборка.
Задание № 31
Советы
Внимание к единицам измерения в таблице. Обязательны вычисления — как доказательная база, как аргументация.
Задание № 32
Советы
Задание на пространственное мышление. Необходимо точно представлять строение Солнечной системы и изменения положения планеты Земля относительно Солнца в течение года. Если с закрытыми глазами в голове проигрывается этот «мультик», если эта картинка есть, то дальше достаточно логического мышления, чтобы правильно ответить на поставленный вопрос.
Задание № 33
Советы
Внимание к вопросу! В этом задании, как правило, дается таблица. Важно уметь выбирать нужное из предложенных данных. Некоторые данные в ней являются дополнительными, и на них не следует обращать внимание. Здесь вопрос в выборке информации и умении ученика точно представлять, какие данные ему понадобятся для ответа на вопрос.
Задание № 34
Советы
Задание предполагает математическое мышление и знание формул. По нему также актуально все, что сказано по № 33. Обратите внимание на статистическую информацию, а именно на год, по которому просят рассчитать данные. Здесь можно ошибиться с годом, и тогда даже при верной логике выполнения и правильных математических вычислениях рискуете получить 0 баллов.