Эта история связана с профессией моей бабушки и моим детством. Она работала всю жизнь в психо-неврологических садах, санаториях и интернатах. Бывали дни, когда она брала меня с собой. Так я и узнала о детях с ограниченными возможностями здоровья. Мне стало интересно, и уже в подростковом возрасте, после просмотра фильма «Человек дождя» я поняла, что хочу работать именно с такими детьми. После окончания педагогического колледжа мне было предложено несколько вариантов университетов. Выбор был сделан в пользу дефектологического факультета в МГГУ имени Шолохова. По моему мнению, здесь работают самые сильные преподаватели — не просто теоретики, а практикующие специалисты, что очень важно в этом направлении.
Выбор профессии был сделан еще в средней школе. Мне хотелось скорее начать изучать то, что мне интересно. Колледж дает не только много знаний, но и большое количество практических часов. Благодаря колледжу меня заметили и пригласили работать в замечательный детский сад. Кроме того, учиться в университете, имея базу знаний, накопленных в колледже, намного проще, чем делать это «с нуля». Я сейчас учусь на заочном отделении МГГУ, мой детский сад всегда предоставляет отпуск на время сессии.
Я не сдавала ЕГЭ, но имела педагогическое образование, поэтому проходила внутренний экзамен в университете. Тесты были действительно сложными: без качественной подготовки поступить было бы невозможно. Тем более, моей целью было поступление на бюджетное место.
Тесты были по трем предметам — русскому языку, биологии и обществознанию. Вопросы затрагивали все темы этих предметов. Для того, чтобы на них ответить, поверхностных знаний было бы мало.
В течение двух с половиной лет я проходила практику в этом детском саду от своего колледжа. Колледж обеспечил меня знаниями, качественно применив которые, я заинтересовала начальство данного учреждения. Сейчас я работаю в детском саду комбинированного типа (недавно сад стал дошкольным подразделением колледжа малого бизнеса). Занимаю должность воспитателя инклюзивной группы.
Я занимаюсь как присмотром за детьми, так и их обучением и воспитанием, провожу занятия. Кроме того, в мои обязанности входит соблюдение режимных моментов, создание комфортной атмосферы для развития детей. Также в мои компетенции входит работа с родителями, которая занимает немаловажное место в жизни ребенка. Комбинированный сад предполагает не только обычные или инклюзивные группы, но и специальные группы для определенных категорий детей.
Этот вопрос имеет множество ответов. К примеру, это может быть группа особого ребенка для детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии.
Меня иногда приглашают проводить небольшие семинары на определенные темы для других воспитателей и студентов колледжей. Последней темой была «Интерактивные игры в группах инклюзивного типа». А за год до этого я рассказывала об особенностях индивидуальной работы с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы.
В первую очередь, индивидуальный подход подразумевает не определенную систему работы, а подбор упражнений и их уровней к каждому ребенку лично. Главным фактором является качественная диагностика ребенка, создание плана работы и дальнейшее воплощение его в жизнь. Детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы сложно дается работа на занятиях, стоит учитывать их эмоциональный фон и его нестабильность, стараться не создавать для него стрессовых ситуаций, вовремя делать «перерывы» и держать внимание ребенка.
Главным плюсом, как я уже говорила, является мощный педагогический состав. Лекции проходят на одном дыхании, преподаватели дают материал, который нельзя найти в обычных книгах, делятся личным опытом и всегда готовы ответить на любые вопросы. Также безусловным преимуществом я считаю возможность посещения детских садов и центров, где можно наглядно увидеть работу специалистов с детьми. Минусом я бы назвала расположение некоторых корпусов. Кроме того, если говорить о нашей системе образования в целом, мне не нравится маленькое количество часов, выделенное на лекции, но это — проблема всех университетов сейчас.
Моя специальность — это логопедия, поэтому большой акцент делается именно на этом направлении. На занятиях мы слушаем теоретический материал, также нас знакомят с различными случаями в практике работы с детьми, подробно описывая проблемы и способы их решения.
Буквально на днях мы просматривали видеорепортажи с детьми, имеющими различные нарушения, — например, аутизм. В этих фильмах можно было познакомиться с детьми, узнать краткий анамнез их заболевания, понаблюдать за их поведением, услышать мнение их родителей и специалистов, работающих с ними. С помощью этих материалов нас познакомили с историей мальчика, который в идеале знает карту мира в свои 7 лет, но пока что не может самостоятельно выйти на контакт с новым человеком, и это просто поразительно. Это одно из частых проявлений аутизма — нежелание идти на контакт с окружающими. Причины могут быть различными: все это очень индивидуально.
Сейчас много детей с нарушениями речи, их число, к сожалению, растет. Самая большая проблема заключается в том, что зачастую одним нарушением речи дело не заканчивается: иногда оно вызвано другими заболеваниями и идет в комплексе с ними. Логопедия — это один из блоков знаний, которые я хочу получить для успешной работы с особыми детьми.
Я планирую изучать олигофренопедагогику и, возможно, клиническую психологию. Существует еще множество методик и систем работы с детьми, которые также требуют получения дополнительного образования.
Те преподаватели, с которыми мы успели познакомиться, вызывают у меня восторг и восхищение. Они — люди, которые не только хорошо знают свое дело, но и «болеют» им.
80% моих однокурсников — люди, которые, как и я, уже имеют образование и пришли в этот университет осознанно, чтобы развиваться дальше.
Наша профессия востребована: дети рождаются каждую секунду. Как я говорила, много детей сейчас имеют проблемы в развитии и в наших силах помочь им. Насколько мне известно, выпускники МГГУ ценятся на образовательном рынке.Однако всё зависит от самого студента и его целей, желаний.
Хочу получить два высших образования в МГГУ, получая при этом опыт работы в своем детском саду, работать индивидуально с детьми вне сада. Я планирую продолжить обучение на дефектологическом факультете по направлениям «логопедия» и «олигофренопедагогика». А позже хочу уехать за границу и закончить там магистратуру. Со страной, правда, еще до конца не определилась, но пока что у меня есть время для этого.
Возможно, я когда-нибудь вернусь в Россию, но пока что планирую остаться работать за границей.
Европа больше заинтересована в развитии образования, а также там уделяется большее внимание людям с ограниченными возможностями и созданию для них благоприятной атмосферы для жизни. В России только сейчас стали говорить об особых детях более открыто, раньше их просто «прятали». Если в России у человека спросить, «кто такой аутист?», мало кто даст ответ: люди просто не знают. Поэтому, попадая в сложные ситуации, такой человек может не получить от других людей помощи, в которой безумно нуждается, потому что его просто испугаются.
Это одна из причин. За границей у меня будет больше возможностей для развития в этой сфере. Возможно, набравшись опыта, я вернусь в Россию, чтобы передавать знания, полученные там.
Обсуждение материала
Оставить комментарий