Выбор программы: Мировая музыкальная культура в ГКА имени Маймонида

Почему абитуриентам ГКА важно иметь правильную музыку в плеере, а студентам нельзя петь до третьего курса? Рассказывает студентка Ирина Фадеева.
Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
14 октября 2014
Ирина Фадеева
Государственная классическая академия имени Маймонида,
Факультет мировой музыкальной культуры
Как ты выбирала профиль обучения и почему остановила свой выбор на мировой музыкальной культуре в ГКА имени Маймонида?

Вокалом я занимаюсь с самого детства. Поначалу он был просто моим увлечением. Я закончила музыкальную школу по классу фортепиано, а потом решила поступить в колледж в Мурманске, так как сама я родом из военного городка под названием Заозерск. Год назад я закончила учиться в Мурманском колледже искусств по классу эстрадного вокала. Получить высшее образование я решила в Москве. Долго не могла определиться с выбором учебного заведения, но то, что я хочу учиться на факультете эстрадного пения, знала наверняка. В середине 4 курса к нам приехала с мастер-классом наша землячка, которая окончила академию Маймонида — Александра Магерова. Посоветовавшись с ней, послушав ее вокал и узнав много нового и интересного, я решила, что буду поступать туда. Естественно, для «подстраховки» я еще подала документы в МГУКИ и в педагогический институт. Везде поступила, но выбрала, конечно, нашу академию.

А почему ты выбрала именно академию?

Я считаю, что это одно из тех учебных заведений, где действительно учат. Мира Львовна Коробкова — основательница нашей школы вокала: она дает нам базу, по которой поют представители всей современной поп-культуры Америки. Нам заново «выстраивают» голос по каждой нотке, а это, скажу честно, не так просто. Наши педагоги — заслуженные артисты эстрады. У нас царит по-настоящему теплая и домашняя атмосфера. Кстати, помимо вокалистов, из нас еще хотят сделать и настоящих профессионалов своего дела. Есть такие предметы, как актерское мастерство, фортепиано, ознакомление с ударной установкой, грим, сценическая речь.

Сложно было поступить на факультет мировой музыкальной культуры?

Поступить, конечно, было нелегко. Конкурс был большим, но все было настолько по-доброму. Все педагоги подбадривали нас, «делали скидку» на волнение, поэтому все прошло успешно.

Вы сдавали творческий конкурс?

У всех музыкантов и вокалистов творческий конкурс является самым главным экзаменом. Каждый показывает 4 разнохарактерных произведения, без микрофона. Затем устраивается коллоквиум. Если успешно пройти эти испытания, абитуриента допускают к теоретической части. Она представляет собой сольфеджио — письменно и устно. Ну, а затем те, кто не сдавал ЕГЭ по русскому языку и литературе, могут сдать от академии эти экзамены, но не в форме ЕГЭ, а по билетам.

А о чем с вами говорили на коллоквиуме?

Коллоквиум, честно говоря, для меня был вообще самым волнительным экзаменом. Если к другим испытаниям я могла подготовиться, то к этому быть готовым, пожалуй, невозможно. Ведь коллоквиум — это проверка твоего общего кругозора, поэтому вопросы могут быть абсолютно любыми. Так, например, меня спросили следующее: «назовите поэтов серебряного века», «кто написал поэму „Облако в штанах“?» и «какая музыка сейчас в вашем плеере?». На самом деле этот экзамен оказался самым веселым, добрым и интересным.

На какие предметы делается акцент в обучении?

Акцент делается на все предметы, которые связаны с музыкой. Так как я учусь на вокальном отделении, конечно, вокал у нас является основным предметом. Но также и сольфеджио, гармония, актерское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, история музыки и искусства, фортепиано не менее важны. Все это — звенья единой цепи. Без этих предметов в моей профессии никак не выжить. А также мне очень нравится, что у нас есть изучение не только английского языка, но и французского.

Каковы особенности преподавания «музыкальных» дисциплин в академии?

Конечно, такие особенности существуют. У каждого педагога есть собсвтенный подход. Есть и свои учебники, методики. Например, по вокалу у нас создана определенная система. На первом и втором курсе мы не поем песен. Я уже говорила о том, что нам «ставят» голос буквально по каждой нотке и ищут определенного звукоизвлечения. Мы поем распевки, а также инвенции Баха на один — два голоса. И только после этого, будучи на третьем курсе, мы начинаем петь песни. Наш педагог по сольфеджио и гармонии является автором собственного учебника, который очень помогает и упрощает изучение этих предметов.

А что происходит на занятиях по сольфеджио и гармонии?

Всем известно, то что в музыке семь нот. Так вот, лады — это разные варианты расположения этих нот в гамме. Самые известные лады, которые, скорее всего, слышали люди не из музыкальной профессии — это мажор и минор, а также существуют блюзовый лад, фригийский, дарийский, натуральный — их много. На первом курсе мы сдаем лады мажора и минора, а также семиступенные лады. Работаем над ритмическими упражнениями, поем диктанты, джазовые стандарты и играем и поем паттерны в разных тональностях. Паттерны — это некий костяк, устой и образец музыкального произведения, по которому можно учиться, знакомиться с данным стилем музыки и его музыкальными особенностями. В них есть вокальная часть и инструментальная. Таким образом, мы поем и аккомпанируем себе. Сейчас я учусь на втором курсе и мы только приступили к изучению джазовой гармонии. Начинаем с азов, и расшифровываем цифровки в стандартах. Цифровки — это просто изобретение джазовых музыкантов для облегчения исполнения музыки. Например, вместо аккорда из семи нот пишется «Em7alt». Это все нам дается для того, чтобы мы могли аккомпанировать себе и петь одновременно. Чтобы умели слушать и слышать музыку, снимать произведения на слух, а также писать собственные шедевры.

Нравятся ли тебе преподаватели?

Да, преподаватели у нас замечательные. Они — достаточно лояльные, но и справедливые. К ним всегда можно обратиться за помощью, если что-то вдруг стало непонятно. Но вообще они объясняют материал доступно, интересно и профессионально. Не могу даже выделить кого-то одного, так как все являются настоящими мастерами своего дела, которые с особым усердством делают из нас артистов.

А как тебе твои однокурсники?

Когда я поступала, даже не ожидала, что здесь будет столько профессиональных, по-своему интересных и разных парней и девчонок. Мы очень сдружились за первый курс и, думаю, к четвертому станем еще дружнее. Мы часто собираемся все вместе, ходим в кино и театр, на концерты, и просто гуляем. Всегда помогаем друг другу, поддерживаем и приободряем в трудные минуты. В группе у нас 12 человек: двое парней, а остальные — девушки. Так что компания у нас всегда теплая, музыкальная, дружная и очень веселая.

Как ты считаешь, каковы перспективы выпускников твоего факультета?

Я думаю, тут все зависит от самих людей и их интересов. Кто-то из выпускников уже выступает с концертами и гастролями. Одни решили заниматься преподаванием, другие, опять же, занимаются собственными успешными проектами, третьи погрузились в авторское творчество. Не знаю, как сказать об общих перспективах: тут может быть большой простор для фантазии. Главное — желание и везение. Без этого никак.

А свое будущее как ты видишь?

Скажу честно: пока не знаю. Кто знает, что произойдет через два года? Если бы мне сказали несколько лет назад, что я буду учиться в Москве, я бы, наверное, не поверила. Но, конечно, в первую очередь, я хочу научиться быть музыкантом. Быть профессионалом во всех сторонах своей профессии. И у меня для этого есть время и возможности. Мы ведь сами строим свою жизнь. Так зачем же задумываться над тем, что будет потом? Надо жить сегодня, здесь и сейчас.

И все же, в идеале чем бы ты хотела заниматься?

В идеале я бы хотела иметь свой бэнд, исполнять авторские песни, которые у меня уже есть, и открыть свою вокально-инструментальную студию. Посмотрим, как все дальше сложится.

А о чем твои песни?

О жизни, о чувствах и переживаниях. О том, что каждый человек когда-либо испытывал. О сильных эмоциях или просто хорошем настроении. Мне хочется, чтобы каждый человек не просто слушал мою музыку, но и находил в ней что-то о себе. Когда я училась в Мурманске, у нас была группа, и мы выступали в нашем Jazz & Blues Cafe, выступали на радио и телевидении. Сейчас я перешла на другую ступень, и пока нахожусь в неком затишье. Хочу научиться владеть своим голосом в полной мере, найти более интересные аранжировки своих песен, ведь Москва еще не знакома с моим творчеством. И тут так много талантливых и интересных людей, так что нужно быть «на уровне». Хочется «играть козырями», я так скажу.

Как ты считаешь, как современному певцу «пробиться» в условиях жесткой московской конкуренции?

Все просто, и в той же мере сложно. Нужно быть профессиональным музыкантом, индивидуальностью, обладать чем-то новым и уметь заинтересовать своим творчеством как простых обывателей, так и людей, знающих толк в музыке. А также необходимо обладать невероятным терпением и силой воли, ну и в меру наглостью, конечно.

Ирина, ты — человек, который видит свое призвание в музыке. Что ты чувствуешь, когда поешь перед зрителем?

Я всегда немного волнуюсь перед выходом на сцену, но, как только я оказываюсь перед зрителем, отдаюсь музыке и забываю обо всем. Я испытываю безумный заряд энергии и легкости. Это ощущение невозможно сравнить ни с чем. Особенно, если людям нравится, и они тоже получают удовольствие: тогда я счастлива вдвойне. Самое главное, как мне кажется, нужно быть честным перед зрителем, ведь он это тоже чувствует. И тогда все получится.

Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
14 октября 2014

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты