Мой город — Москва
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Выбор программы: Технология машиностроения в Военмехе

Почему обычный человек может решить конструкторскую задачу лучше самого конструктора? Рассказал Игорь Распопов.
Ксения Яковлева
Редактор проекта Учёба.ру
01 сентября 2014
Игорь Распопов
БГТУ (Военмех),
факультет оружия и систем вооружения (Е)
Почему ты решил поступать именно в Военмех?

Вуз я выбирал по следующему принципу: «я не знаю, чего хочу добиться в жизни и кем хочу быть, а с инженерной специальностью я смогу потом стать кем угодно». Так получилось, что сначала я не поступил. Если честно, я был в смятении. Поступал сначала (точно не помню), вроде бы, на факультет «А» (он связан с космосом и ракетостроением). Помимо того, что мне было жутко обидно и грустно, я ещё и ощущал себя полным идиотом. Можно сказать, что причиной стало множество факторов. Во-первых, в тот год был большой конкурс. Во-вторых, в моем аттестате были две тройки: так вышло, что я в 10 классе переехал жить в Питер и сразу попал в лицей, в физико-математический класс, и тройки получил по моим самым любимым предметам — алгебре и геометрии. А я считал, что их отлично знаю. Вступительный экзамен (олимпиаду) я сдал на четверку и послушал одну преподавательницу, которая сказала мне, что я поступлю без проблем, так как конкурс обычно бывает небольшим. Однако даже от осознания всего этого мне не было легче и я действительно чувствовал себя дураком. Обидно было ещё и то, что поступили знакомые ребята, которые были явно слабее меня по знаниям (в дальнейшем это подтвердилось тем, что большая часть из них «вылетели» из вуза). Я благодарен своим родителям за поддержку.

Что ты решил делать, когда узнал, что не поступил в Военмех?

Недолго думая, я пошел узнавать про вечернее отделение в Военмехе, и мне сказали, что, если я сдам первую сессию на «отлично», то смогу перевестись на дневное отделение (в случае, если там кого-то отчислят, а в этом сомнений не было). В итоге я поступил на вечернее отделение и решил параллельно пойти поработать по будущей специальности. Я пошел работать в КБСМ (конструкторское бюро специального машиностроения) на должность техника с окладом в 4500 рублей. Конечно, дело было не в деньгах: я просто хотел понять, с чем я в дальнейшем столкнусь, хотел изучить CAD\CAM программы (3d-моделирование), разбираться в чертежах. В общем, каждый день приходилось вставать в 5:40 и ехать на работу, затем я сразу ехал на учебу. Признаюсь, иногда учеба была «халявной» — начиналась она в 18:30 и всего было две пары — до 21:30. Иногда какую-то пару отменяли, к тому же, мы учились с понедельника по четверг. Тем не менее, к концу недели я сильно уставал, да и некоторые преподаватели не давали скучать. В итоге я действительно сдал сессию на «отлично» и, счастливый, пошел в деканат дневного отделения (с вечерним они никак не связаны — факультет один, а деканаты разные) узнавать, можно ли перевестись.

Твои надежды оправдались? Тебя перевели на дневное отделение?

Меня ошеломили, сказав, что я смогу перевестись туда только после трех лет обучения на вечернем отделении и никак иначе. Тут мне стало уже совсем нерадостно. Но обиднее всего мне было, когда я через пару недель узнал, что с вечернего отделения на дневное переводят одного парня, которому я помог с начертательной геометрией, а он еле-еле сдал сессию (с кучей троек). Причина была простой: он был спортсменом. Выбора у меня особенно не было: я решил, что доучусь второй семестр и буду заново поступать (пришлось пересдавать ЕГЭ по русскому). Отсрочки от армии у меня не было, а как раз через полгода мне бы исполнилось 18 лет. Как бы то ни было, я уже был немного знаком с конструкторской деятельностью и поэтому уже лучше понимал, чего я хочу. К тому же, узнал о целевом наборе от предприятия, где я работал. С одной стороны, я не хотел связывать себя обязательствами и работать три года на государство, но, с другой, дополнительная стипендия и, все же, отсутствие стопроцентной уверенности, что поступлю, сделали свое дело. В итоге я, правда, сдал экзамен на «отлично». Специальность намеренно взял как можно более «гражданскую» и как можно более всеохватывающую- «технология машиностроения».

Нравится ли тебе учиться на этом факультете?

Учиться мне, если честно, нравилось только иногда. Скажу так: очень многое зависит от преподавателя. У меня были предметы, которые меня абсолютно не привлекали, но благодаря преподавателю, который просто и доходчиво объяснял сложные вещи, показывая их на простых примерах, я действительно начинал с интересом ходить на пары. К сожалению, таких преподавателей было не очень много. Был даже один пример (не хочу называть имени), когда преподаватель ужасно скучно рассказывала именно свой предмет, но невероятно интересно было слушать истории и притчи, которые она иногда рассказывала. В общем, человек был прекрасным рассказчиком, но, несмотря на то, что действительно разбирался в своем предмете, был слабым именно как преподаватель, хотя и проработал уже более 30 лет. Ещё замечу, что всё очень индивидуально. Те преподаватели, которые нравились мне, могли совсем не нравиться моим друзьям, и наоборот.

На какие предметы делался акцент в обучении?

Конечно, в основном в учебе акцент делался на машиностроение, на технологии и способы обработки, а также на станки и все, что с ними связано. Если честно, мне очень не понравилось, что мало времени уделялось современным технологиям, которые сейчас используются в мире. Ещё меня немного раздражал тот факт, что предметы по специальности (которые как раз проходили на нашей кафедре) , хоть и носили из года в год разные названия, во многом повторяли друг друга. Поэтому слушать четыре года подряд одно и то же, а уж тем более записывать, надоедает. Из предметов мне очень понравился предмет «Детали машин» (благодаря преподавателю — строгому, но справедливому), хотя все говорят, что это ужасный предмет. Ещё, как это ни странно, мне нравилось БЖД (безопасность жизнедеятельности), но не столько сам предмет понравился, сколько постоянное общение с преподавателем, у которого было прекрасное чувство юмора, хотя все, кроме меня, его боялись.

Как преподавателю по «Деталям машин» удалось привить тебе любовь к этому предмету?

Преподавателя по «Деталям машин» зовут Виктор Смелов. Мне нравился его подход к образованию. На каждой лекции, когда начиналась какая-то тема, он всегда сопровождал ее примерами. Причем чаще всего он описывал нам ситуацию и спрашивал, что необходимо сделать, чтобы получить ту или иную характеристику, какая должна быть конструкция, или почему конструкторы решили делать изделие так, а не иначе. При этом он говорил, что мы можем высказывать любые свои соображения, пусть даже нам они кажутся глупыми. Мне очень запомнился один его совет. Он говорил, что, когда конструктор долгое время «бьется» над какой-то задачей и никак не может ее решить, ему следует спросить совета не у специалиста, а у человека, который как можно меньше знаком с конструкторской деятельностью, потому что этот человек не скован рамками тех знаний, которые ограничивают конструктора. И из всех, как может показаться с первого взгляда, безумных и странных идей такого советчика может найтись то самое идеальное решение. Мне понравилось его отношение к студентам: если у тебя не все получается, но ты стараешься, он тебе поможет.

Какие еще преподаватели Военмеха тебе запомнились?

Если честно, хороших преподавателей было достаточно, но таких, которые бы действительно оказали на меня влияние было немного: только один. Единственное, о чем я пожалел, когда ушел с вечернего отделения и поступил на дневное — это то, что там со второго курса начинались лекции по ТММ (теория механизмов и машин). Я в то время встречался со своей одногруппницей с вечернего отделения, и иногда ходил вместе с ней на пары. К сожалению, я не помню имени преподавателя по ТММ, но я никогда не думал, что меня хоть как-то сможет заинтересовать этот предмет. Меня действительно удивило, как такие, с моей точки зрения, сложные вещи можно так легко объяснять на таких элементарных примерах (хотя я и был всего лишь на 4-5 лекциях). К сожалению, долго я так ходить не мог, потому что на первом курсе дневного отделения было очень много пар, при этом первый семестр я еще продолжал работать в КБСМ (со свободным графиком).

Как тебе удавалось совмещать учебу на дневном отделении и работу?

Это было непросто, поэтому в итоге я уволился и из КБСМ. Я сделал это просто потому, что редко там появлялся, а, когда даже и попадал на работу, то больше занимался там учебой. Мне, если честно, было как-то совестливо получать деньги ни за что, пусть и небольшие (хотя на момент увольнения мой оклад составлял уже 10 500 рублей, но в неделю я работал немного, так что на руки получал около 3-4 тысяч). Мой преподаватель по ТММ на дневном отделении, к сожалению, рассказывал сухо и скучно.

Как тебе твои одногруппники?

Мои одногруппники со временем разделились ровно на две части: первая часть — это семь человек (среди которых был и я), которые старались не пропускать занятий, все сдавать вовремя, помогать друг другу и учились все в основном на 4-5. Вторая половина — это те, кто в перерывах между работой или отдыхом (были те, кто не работал, но и не учился) приходили на пары, сдавали кое-как, очень часто оставались на дополнительную сессию. При этом все общались нормально и часто помогали друг другу. Если честно, мы старались закрываться на «четверки» и «пятерки» в основном только из-за стипендии (последние два курса она составляла около пяти тысяч). В конце как-то случайно оказалось, что у нас в группе выходит целых пять красных дипломов. Причем четверо (один из них — я) людей из пяти — очень хорошие друзья, которые, в том числе, постоянно помогали и «прикрывали» друг друга.

Как ты считаешь, какие сейчас перспективы у инженеров?

Честно говоря, перспективы у представителей моей профессии однозначно есть, но вопрос, тем не менее, сложный. На мой взгляд, перспективы стоят на стыке профессий. Инженер — понятие очень широкое, но будущее — за автоматизацией процессов и робототехникой. Инженер-программист, как я считаю, — самая перспективная специальность, какая только может быть. Но, как я уже говорил, это очень сложный вопрос, поэтому я могу лишь рассказать о том, что я знаю и что чаще всего происходит сейчас с молодыми инженерами. После университета большинство людей, которые идут по специальности, не имеют опыта работы, поэтому идут работать на государственные предприятия. Зарплаты там по-прежнему невысоки (хотя их повышают часто, и это уже неплохо), но есть и много своих плюсов. При этом большая часть людей идет туда работать на 3-5 лет для получения опыта. Мне в этом плане повезло, и есть у кого учиться, а тот опыт, что я получаю в КБСМ, я считаю бесценным. Те, кто знает английский на приемлемом уровне, после 3-5 лет работы идут в зарубежные компании (представительства различных зарубежных автоконцернов или отраслевых гигантов). Те, кто не знает, уходят в небольшие частные фирмы: обычно условия такие — зарплата больше от 1,5 до 2 раз, но ответственности также больше, рабочий день длиннее, социальных гарантий меньше. Если хватит терпения и ты действительно будешь много работать, то можно и на государственном предприятии построить карьеру.

А ты сам чем бы хотел заниматься в будущем?

Если говорить о моем примере, то я, например, понял, что не очень доволен своим образованием, и сначала пошел в аспирантуру, причем совсем в другой вуз — ИТМО. Но затем осознал, что мне сейчас это не нужно. Тратить время на философию и английский, увы, я не могу, а, так как заниматься чистой научной деятельностью без занятий там не дают, то я решил уйти через год, хотя университет мне понравился и он стал для меня, в некотором смысле, определяющим. Ещё до выпуска из Военмеха я понимал, что не хочу всю жизнь проработать ни в государственной компании, ни на кого-то ещё, да и интересы лежат в другой плоскости. Хотелось делать что-то новое, перспективное, интересное и действительно крутое. Когда я заканчивал Военмех, познакомился с ребятами из ИТМО, они все занимались робототехникой и планировали открывать компанию.В итоге в прошлом году мы организовали свою фирму — «W.E.A.S. Robotics». На данном этапе мы занимаемся протезированием, но в планах у нас много всего интересного. С октября мы планируем заняться сотрудничеством со студентами, которым интересна робототехника и создание нашего будущего своими руками.

Ты потратил много сил и времени на то, чтобы получить высшее образование. Сейчас, оглядываясь назад, ты не жалеешь об этом?

В какой-то момент я стал жалеть о выборе университета, затем меня разочаровало образование вообще, потом, как мне показалось, я понял в чем суть образования. Университет дает тебе не столько знания, сколько возможность общения с людьми, обладающими колоссальным опытом и которые делятся им с тобой, если тебе это интересно. Правда, как оказалось позже (во время написания диплома), у большинства преподавателей нет желания тебе помочь в чем-то, что выходит за рамки стандартной программы, по которой они идут из года в год. К счастью есть ещё преподаватели, которые готовы тебе помочь даже несмотря на то, что ты их видишь в первый раз.

Ксения Яковлева
Редактор проекта Учёба.ру
01 сентября 2014

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты