В Институте «Стрелка» прошел круглый стол «Профессии будущего»

В преддверии Московского международного салона образования лучшие российские специалисты по анализу рынка труда, форсайта, рекрутинга и инновационного обучения обсудили вопросы профориентации и прогнозирования занятости.
Maria Kuragodnikova
17 марта 2016
Фото: ignant.de

По итогам круглого стола, эксперты сошлись на том, что правильнее предсказывать не профессии, а навыки и компетенции будущего. Среди наиболее нужных компетенций называли ответственность за свою жизнь, адаптивность, обладание экспертизой в своей сфере, системность мышления, умение создавать проекты под ключ, мотивацию и навыки инвестировать в самого себя.

Одним из основных моментов, также звучавших в ходе дискуссии, стал вопрос, кто же должен формировать заказ на новые актуальные профессии: государство, бизнес, вузы или сами абитуриенты. На этот счет мнения экспертов разделились.

По мнению Вениамина Каганова, заместителя министра образования и науки Российской Федерации, прогнозирование профессий будущего — это сфера совместных действий вузов и корпораций. Дмитрий Судаков, руководитель проекта «Атлас новых профессий», полагает, что это должны быть крупные компании, которые составляют свой прогноз на специалистов, исходя из собственной стратегии развития, и далее доносят его до сферы образования. Дмитрий Волошин, директор департамента исследований и образования Mail.Ru Group, напротив, считает, что главная роль у вузов — именно они должны прогнозировать запросы бизнеса, исходя из моделирования состояния рынка на несколько лет вперед.

Алена Владимирская, хедхантер, основатель проекта «Антирабство», отметила, что вузы мало инвестируют в исследования профессий будущего, к этому добавляется «проклятие родителей», которые программируют детей на профессии прошлого: «Иди бухгалтером — это верный кусок хлеба». Такая ситуация может в отдаленной перспективе привести к безработице.

«Народная» профориентация зачастую сводится к результатам ЕГЭ — по каким предметам ребенок удачно сдал экзамен, в той области и будет учиться. В качестве альтернативы такому подходу президент Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», научный сотрудник МГУ, Алексей Серебряков предложил развивать систему профориентационных лагерей и мотивационные тренинги для школьников и активнее работать с родителями, показывая им, что через 5-10 лет наиболее востребованными специалистами будут, например, инженеры и IT специалисты.

По мнению руководителя службы мониторинга инновационной инфраструктуры ОАО «РВК» Алексея Гусева, совсем скоро рынок труда в привычном для нас виде вообще исчезнет вместе с понятием профессии. Причина таких радикальных перемен — полное вытеснение человека из сферы стандартизированных операций роботизированным производством и искусственным интеллектом. Наибольшую ценность в такой ситуации будут иметь творческие компетенции и способность придумывать кастомизированные товары и услуги.

Необходимо делать ставку на две формы обучения: фундаментальное образование в государственных вузах и краткосрочные частные программы. Если за первым признаются высокое качество, но оторванность от бизнес-реалий, то вторые, напротив, максимально быстро реагируют на запросы рынка.

Вениамин Каганов предложил развить дискуссию на площадке Салона образования и договориться о конкретных проектах образовательных стартапов и партнерских программах, чьи идеи был озвучены на круглом столе.

Московский международный салон образования пройдет с 13 по 16 апреля 2016 года. Салон станет площадкой для знакомства с лучшими практиками и новыми трендами в образовании, платформой для генерации новых идей и обсуждения новых планов. Одной из основных площадок на Салоне образования станет кластер «Профессии будущего», посвященный новому современному подходу к профориентации.

По материалам пресс-службы Московского международного салона образования.

 

Maria Kuragodnikova
17 марта 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты