Это не произошло внезапно — просто еще в школе мне хорошо давались гуманитарные науки — русский, английский, литература. Я сочиняла стихи, рассказы, не боялась выступать перед публикой, была открыта к общению. Конечно, я советовалась с мамой при выборе факультета. Мы отталкивалась от того, что мне интересно и в чем я делаю успехи. Для поступления я рассматривала только государственные вузы. Слышала очень хорошие отзывы о МГГУ имени Шолохова, поэтому решила подать туда документы.
Да, я решила подать документы в четыре государственных университета, чтобы было больше шансов поступить. Тогда ещё не было ЕГЭ, поэтому нужно было выдержать 12 экзаменов. В итоге я прошла во все четыре университета: в РУДН и МГПУ на филолога (дневное отделение), МГЛУ на переводчика (вечернее) и МГГУ имени М.А. Шолохова на журналиста (заочное). Приняла решение учиться параллельно сразу в двух — МГЛУ и МГГУ имени Шолохова. Несмотря на то, что я везде поступила на бюджетное отделение, за один из вузов пришлось платить. Обидно, к тому же, у меня были достаточно высокие баллы, но по закону только одно образование может быть бесплатным.
На подготовительные курсы я не ходила — готовилась к поступлению сама. Если правильно помню, в МГГУ имени М.А. Шолохова нужно было сдавать русский язык, литературу, также был творческий конкурс по истории, обществознанию, культуре, где проверяли нашу эрудицию, умение выражать свои мысли, отстаивать точку зрения. Примерные темы, которые нас ожидали на вступительных экзаменах, были известны заранее. Я повторяла что-то из школьной программы, освежила имеющиеся знания, но учебники от корки до корки не зубрила.
Мне сразу стало понятно, что нужно учиться, а не просто посещать занятия для галочки. Даже по неосновным предметам нужно было хорошо готовиться, отметки автоматом ставили не очень часто.
Плюсы — сильные преподаватели, насыщенная программа обучения, прекрасная атмосфера. Жизнь в университете кипит. Мне нравились активные и креативные студенты и преподаватели, нравилось, что университет поддерживает различные проекты. Например, до сих пор с успехом проводится международный конкурс «Музы мира», инициатором которого является МГГУ им. М.А.Шолохова и международный центр поддержки педагогов-музыкантов. Единственный минус, который могу назвать — курс английского был слишком коротким, хотелось бы, чтобы занятий было больше.
У нас были профильные предметы по журналистике (основы журналистики, зарубежная журналистика, отечественная журналистика). Особое внимание уделялось зарубежной и отечественной литературе, зарубежной и отечественной журналистике, основам журналистики. Были и технология печати, риторика, социология, политология, психология, другие не менее важные предметы, по которым с нас хорошо спрашивали. Например, мы разбирали разные типы газет по содержанию материалов, по структуре (как выглядят колонки, где лучше разместить фото к статье).
Все они — очень интересные, отзывчивые люди; у нас была дружная группа, мы встречались и вне занятий. Со многими хорошо общаемся до сих пор. Мне повезло с группой и преподавателями. Я не ходила на учёбу как на каторгу. Во время сессии не всегда было до смеха, но весёлых моментов было очень много. Журналистика — сам по себе предмет живой, требующий дискуссий, иногда споров. Унылых дней у нас не было. Однажды одногруппник скачал реферат из интернета, но забыл поменять фамилию, на титульном листе значилась «Шалавина Анна». Причем заметила это именно преподаватель, а не сам одногруппник.
На тот момент я уже работала корреспондентом в музыкальном журнале, поэтому и практику проходила там же. В основном, брала интервью у иностранных музыкальных групп, писала рецензии, отчёты с концертов. На втором курсе университета устроилась корреспондентом в рок-журнал. Если вы ожидаете услышать, что в начале мой путь был долгим и тернистым, то разочарую, я сама могла выбирать музыкантов для интервью, — конечно, предпочитала те стили музыки, которые я слушаю. Брала интервью в основном у зарубежных музыкантов — это требовало немного больше работы, ведь нужно ещё всё переводить. Но, так я могла практиковать свои знания английского и немецкого языков, мне это было важно. Проблем в исполнении работы у меня не было, замечаний со стороны руководства тоже, я всегда старалась соблюдать дедлайны и другие предписания редакции. Через год я перешла в журнал посерьезнее, с которым сотрудничаю и сегодня. Подчеркну, что я не стремилась работать в самых известных СМИ; приоритетом для меня была направленность журнала, она должна отвечать моим личным музыкальным предпочтениям.
Все предметы, журналист должен быть любознательным.
В МГГУ имени Шолохова очень хороший преподавательский состав. Хотелось бы отметить лекции С.Ю. Ермолаевой — это строгий и требовательный преподаватель, интереснейший человек, она живёт тем, что делает. О.Н. Говоркова и Т.Н. Владимирова, пожалуй, самые отзывчивые и добрые преподаватели, я бы сказала, что они нас опекали.
Запомнились занятия со Ю.И. Зверевой: нужно было подготовить реферат по правоведению. Разумеется, все брали информацию из интернета, где-то были уже готовые материалы. В итоге все наши рефераты не прошли проверку на антиплагиат и были выброшены в мусорку на наших глазах. Писали потом сами, своими словами.
Журналистика будет актуальна всегда, вопрос только в её форме. Дигитализация пошатнула нишу печатных СМИ: люди стали покупать газеты и журналы реже, ведь всё можно прочитать в интернете — это быстрее, менее затратно. В этом я немного консервативна, считаю, что СМИ — это, в первую очередь, печатные издания, телевидение и радио, а не онлайн-медиа, которые сейчас ставятся с ними наравне. После окончания университета я выиграла грант на поездку в Германию — это программа для журналистов, владеющих немецким языком. Помимо обучения мы также проходили практику в немецких СМИ. Так вот, в рамках отбора было также устное собеседование с немецкими коллегами. Помню, что тогда мне пригодились знания, полученные в университете, так как мне задали вопрос, который когда-то был в учебной программе. МГГУ имени Шолохова даёт нужную подготовку: университет готовит отличных специалистов, которые имеют все шансы устроиться на хорошую работу. Многие однокурсники из моей группы остались верны выбранной профессии и работают в СМИ.
Я давно работаю по профессии. Изначально мне были интересны только печатные издания, я долгое время работала в музыкальных журналах. В конце 2012 года я приехала в Германию, несколько месяцев стажировалась на немецкой музыкальной радиостанции. В данный момент работаю в новостной программе на российском телеканале на корпункте в Берлине. Мне интересны все виды журналистики.
Если говорить кратко, печатные СМИ переживают не лучшие времена, онлайн-издания набирают обороты, телевидение и радио имеют стабильные позиции. Я сейчас пишу диссертацию на эту тему, правда, более узкую — про состояние музыкальной журналистики.
Обучение в университете даёт не только академические знания, но и разные качества, необходимые специалисту любой специальности — умение находить подход к предмету с разных сторон, умение собраться в последний момент, смекалку. Я благодарна своим обоим университетам и преподавателям за вклад в мой профессиональный и личностный рост.
Мне кажется, что к выбору любой профессии нужно подходить серьёзно. Многие выпускники сегодня работают не по специальности, потому что не нашли подходящее место, разочаровались в выбранном направлении или просто поступали ради корочки. В журналистике не должно быть случайных людей, считаю, что поступать на этот факультет нужно осознанно, с желанием работать в этой области. Предмет может быть интересен людям активным, открытым, любознательным, общительным; всех качеств не перечислить.
Обсуждение материала
Оставить комментарий