О программе
В зависимости от специфики бизнеса и предмета договора (контракта), экономическая безопасность имеет свои особенности. Для компании она важна, и ее нужно обеспечивать на всех этапах, начиная от выбора контрагентов и заканчивая претензионно-исковой работой.Задачи экономической безопасности решает не только служба безопасности — эти задачи ложатся на плечи многих должностных лиц компании: риск-менеджеров, юристов, аудиторов, комплаенс-менеджеров и иных руководящих лиц.
Дополнительная информация
День 1Организация безопасной договорной работы• Организация безопасной договорной работы на предприятии. Инструкция о договорной работе. Делегирование полномочий в договорной работе. Процедуры внутреннего согласования. Распределение компетенции и зон ответственности между подразделениями предприятия в договорной работе• Виды экономических рисков в договорной работе• Коррупционные риски в договорной работе. Требования законодательства РФ по принятию предприятиями мер по предупреждению и противодействию коррупции. Антикоррупционная хартия российского бизнеса• Понятие комплаенс-рисков в договорной работе. Требования международных и иностранных актов к «контролю за соответствием» в договорной работе• Риски аффилированности работников предприятия с контрагентами. Информационно-аналитические и психологические способы выявления связей. Основы оперативной психологии• Организация конкурсов, торгов и запросов котировок на предприятии. Плюсы и минусы конкурсных процедур. Основные требования федеральных законов от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ и от 18.07.2011 г № 223-ФЗ к безопасной договорной работе• Создание эффективного внутреннего контроля за договорной работой на предприятии. Система внутреннего контроля по модели COSO. Компоненты по модели COSO• Аудит экономической безопасности и существующей системы управления рисками в условиях экономического кризиса 2022 и санкционного давления. Смещение приоритетов в оценке рисков при проведении антикризисных мероприятий 2022. Анализ бизнес плана предприятия исходя из макроэкономических и политических рисков• Анализ влияния санкционного давления на бизнес процессы предприятия. Антисанкционный комплаенс на предприятии. Программы импортозамещения как элемент антикризисного управления 2022. Диверсификация ресурсов и возможностей• Обеспечение экономической безопасности предприятия при использовании схем «параллельного импорта»Практикум «Составление пошагового алгоритма создания в организации безопасной договорной работы»Противодействие откатам и коммерческому подкупу• Понятия «откат» и «коммерческий подкуп» в законодательстве РФ, а также в обычаях делового оборота. Состав правонарушений и типовые схемы откатов в предпринимательской деятельности• Виды юридической ответственности за действия, попадающие под понятия «откат» и «коммерческий подкуп». Юридические особенности увольнения работника, замешанного в отката• Вычисление лиц, имеющих личную выгоду в договоре с контрагентом. Психологические приемы вычисления. Использование технических средств для доказательства заинтересованности в сделке. Способы легализации «оперативной» информации• Методика тайного покупателя при оценке заинтересованности работников и объективности ценовой политики при выборе контрагента• Создание системы «обратной связи» на предприятии. Телефоны доверия, беседы с увольняющимися сотрудниками, контакты с несостоявшимися поставщиками и иные способы получения обратной связи• Кадровая политика в отношении работников, занимающих должности с «откатными рисками». Мероприятия при подборе кадров. Мотивация. Формирование команды. Ротация кадров. Разбивание полномочий на части• Проведение расследований (внутренних проверок) по ситуациям, связанным с откатами или коммерческим подкупом. Документарное оформление результатов. Взаимоотношения с правоохранительными органамиДень 2Конкурентная разведка. Анализ надежности контрагентов и безопасности коммерческих предложений• Основные задачи конкурентной разведки. Законодательство РФ об информации, информационных технологиях и защите информации. Конституционное право на сбор информации любыми законными способами. Аутсорсинг информационно-аналитических услуг. Получение сведений из средств массовой информации. Особенности получения информации из детективных агентств• Методы сбора информации. Систематизация работы по сбору информации о контрагенте. Информация, представляемая самим контрагентом. Получение информации с сайта контрагента• Получение официальной информации из государственных информационных ресурсов. Обзор официальных сайтов государственных органов и представленных на них информационных ресурсов. Использование программных комплексов для сбора и анализа официальной информации• Получение неофициальной информации. Серые базы данных. Специализированные ресурсы по отраслям бизнеса и территориям. Использование информационных ресурсов интернета для задач конкурентной разведки. Работа в чатах, блогах, живых журналах и иных информационных массивах. Работа с невидимой частью интернета (интернет-разведка)• Особенности получения информации по физическим лицам. Законодательство РФ о персональных данны• Международные информационные ресурсы для сбора и анализа информации по зарубежным контрагентам• Сбор сведений оперативными методами. Беседы с сотрудниками и иные способы получения информации, используя «человеческий фактор». Мотивация человека на передачу (разглашение) информации. Визуальное наблюдение, осмотр помещений и местности• Методы анализа информации. Обзор автоматизированных информационных систем (АИС), применяемых на предприятиях. Что может и для чего используются АИС. Применение АИС для финансового анализа компании. Формирование корпоративных баз данны• Алгоритм определения надежности контрагентов — юридических и физических лиц. Формирование матрицы проверки организации в зависимости от суммы сделки, предоплаты и иных условий• Оценка контрагента с позиции налоговых рисков. Понятие «должная осмотрительность» при взаимоотношениях с контрагентами. Коррупционные риски. Угроза конфликта интересов и аффилированности сотрудников с представителями контрагента• Анализ учредительных документов организации с позиции безопасности. Анализ атрибутов и фирменного стиля. Оценка возможности кризисных ситуаций в деятельности компании на основе статистических методов. Применение на практике эмпирических законов• Типы компаний, преследующих противоправные цели. Прогнозирование надежности организаций на основе «растровых признаков опасности». Формирование рейтингов надежности партнеров• Анализ безопасности коммерческих предложений и договоров. Изучение инициаторов проекта, их интересов и деловой репутации. Верификация представителей. Изучение механизма получения прибыли. Анализ первого контакта. Поведенческие аспекты при выявлении ненадежного партнера• Корректировка методик оценки надежности контрагента в условиях кризиса и санкционного давления. Применение теории хаоса к оценке возможностей контрагента работать в условиях неопределенностиПрактикум «Оценка участниками семинара надежности своей компании по методикам, предложенным автором семинара»День 3Защита от мошенничества. Управление дебиторской задолженностью и урегулирование конфликтов интересов в договорной работеЗащита компании от мошеннических операций• Общая характеристика и виды преступлений против собственности. Понятие и признаки мошенничества. Отличие мошенничества от иных видов преступлений против собственности. Уголовная ответственность за мошенничество• Мошенники и их мотивация, психологические приемы, применяемые мошенниками• Структура мошеннической операции, формы и сценарии мошенничества в различных видах бизнеса• Создание на предприятии системы предупреждения и защиты от мошеннических операцийПрактикум «Проведение участниками семинара внутреннего расследования по фактам корпоративного мошенничества»Работа с дебиторской задолженностью• Причины образования дебиторской задолженности. Типы организаций-должников, их мотивация, способы работы с каждым из них. Особенности работы с предприятиями, находящимися в стадии банкротства• Системность в управлении дебиторской задолженностью. Перечень превентивных мер. Организация безопасной договорной работы. Мониторинг неплатежей и финансовых рисков в договорной работе. Основные способы возврата долга, плюсы и минусы каждого из них. Переуступка долга• Коллекторская деятельность. Правовая основа деятельности коллекторских агентств. Особенности досудебного урегулирования конфликтов. Обзор международных и российских коллекторских агентств. Принципы работы антиколлекторских организаций• Медиация как вид посреднических услуг по досудебному решению вопросов взыскания долга. Правовая основа деятельности медиаторов. Некоторые особенности работы с медиаторами• Порядок взаимоотношений между подразделениями предприятия по взысканию задолженности. Судебные иски, арбитражное судебное производство и работа судебных приставов по взысканию дебиторской задолженности. Взаимоотношения с государственными правоохранительными органами• Проведение переговоров с должниками. Психологические приемы, применяемые в процессе переговоров с должниками. Применение элементов НЛП в процессе переговоров с должниками• Имиджевые приемы воздействия, применяемые при работе с должниками. Законные способы формирования отрицательного имиджа компании-должника. Некоторые приемы черного PR, применяемые на практике. Реестры ненадежных партнеров, существующие в интернете• Особенности претензионно-исковой работы в период экономического кризиса и санкционного давления. Классификация ситуации как «форсмажор». Особенности процедур банкротства в 2022 годуКонфликты интересов в договорной работе• Понятие «конфликт интересов» в трудовом, антикоррупционном и ином законодательстве РФ. Разбор ситуаций, связанных с конфликтом интересов• Должности, при назначении на которые работники обязаны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов• Определение порядка уведомления работодателя о конфликте интересов. Декларации об отсутствии конфликта интересов при приеме на работу, назначении на должность и в иных случая• Формирование комиссии по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Создание положения о конфликте интересов и кодекса этики (кодекса поведения)• Процедуры проведения внутренней проверки (расследования) по фактам, связанным с конфликтом интересов у работников организации