Мой город — Москва
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Выбор программы: информатика в МФТИ

Почему изучение информатики и вычислительных сетей в МФТИ оставляет ощущение недосказанности и как на лабораторных работах приходит понимание мира? Рассказывает студент МФТИ Даниил Дрижук.
Ксения Яковлева
Редактор проекта Учёба.ру
06 ноября 2014
Даниил Дрижук
Московский физико-технический институт,
Факультет нано-, био-, информационных и когнитивных технологий
Как ты заинтересовался информатикой и почему решил поступать именно в МФТИ?

Я давно заметил за собой склонность к точным наукам. Кроме того, с 8 класса я начал своё погружение в мир компьютеров, в котором мне удалось добиться некоторых успехов. Когда возникла необходимость определиться с вузом, я рассматривал в качестве варианта поступление в МГУ на ВМК (факультет вычислительной математики и кибернетики ) или на механико-математический факультет, но в последнюю половину месяца до поступления начал задумываться и о физическом факультете. Однажды я случайно сходил вместе с одноклассниками на олимпиаду по физике от НБИК факультета МФТИ, на которой получил диплом второй степени. Меня пригласили поучаствовать в повторной олимпиаде по математике для тех, кто о ней не знал до этого (в блоке олимпиад), где я тоже получил диплом второй степени. Кроме того, меня просто привлекло «полное» направление наук на нашем факультете.

А что ты имеешь в виду под «полным направлением наук?»

Наш факультет расшифровывается, как «факультет нано-, био-, информационных и когнитивных технологий». То есть здесь изучаются нанотехнологии, биотехнологии, компьютеры и мозг. Работа с мозгом, искусственным интеллектом, нанотехнологиями — что может быть перспективнее для современного ума?

Ты сказал, что «начал погружаться в мир компьютеров» с 8 класса. Как это происходило? Каких результатов тебе удалось достичь?

В конце 7 класса мой одноклассник познакомил меня с операционной системой Linux. Это «знакомство» стало первым этапом в моем развитии в этой области. Я начал эксперименты с различными ОС, ДОСом (дисковой операционной системой). К тому времени я уже умел перепрошивать свой телефон, который был далеко не самым «крутым» на тот момент, но уже имел много функций. В 8 классе я перешёл в новую школу, с математическим уклоном. Там было очень сложно учиться, все ученики уже на год «обгоняли» меня. В этой школе я начал изучать программирование. Там же впервые произвёл хакерскую атаку (если это можно так назвать). По нескольким причинам в 9 классе снова пришлось сменить школу, но направление я оставил прежним. Программирование было в новой школе намного примитивнее, поэтому я делал вид, что я самый «крутой» в этом деле. Дополнительно я изучал компьютеры сам.

Получается, ты поступил в МФТИ по олимпиаде? ЕГЭ ты не сдавал?

ЕГЭ я сдавал. Олимпиада лишь немного повысила мои шансы на поступление. Хотя, смотря на своих однокурсников, я понимаю, что мне бы хватило для поступления и баллов по ЕГЭ. Олимпиада лишь дала мне возможность вообще обратить внимание на этот вуз и факультет.

Не пожалел, что выбрал МФТИ? Тебе нравится там учиться?

Трудно сказать, нравится ли мне учиться. К сожалению, современная наука может как разочаровать, так и дать стимул к развитию — у всех происходит по-разному. Несомненно, знания в нашем вузе мне дали довольно хорошие. Но всё равно есть ощущение, что нас обучали не самым удачным образом и не по самой удачной программе. При этом это ощущение возникает из-за сравнения с другими факультетами, нежели чем с вузами. МФТИ — один из величайших технических вузов России, о чём говорит даже Нобелевская премия по физике за графен, полученная именно нашими выпускниками. Тем не менее, программы факультетов сильно отличаются, и есть как слабые факультеты, так и сильные. Наш факультет, пожалуй, самый спорный в этом вопросе.

На какие дисциплины делался акцент в обучении?

В обучении делается два акцента. Если вы поступите по направлению ПМИ, то они будут делаться на математику и информатику. Если же будете учиться по направлению ПМФ, то вместо информатики у вас будет больше занятий по физике, а также по биологии. Физика в МФТИ обязательна как базовый курс, поэтому о ней я не говорю отдельно. Но тем, кто учится на ПМФ, приходится изучать её чуть больше. Информатика тоже есть у студентов ПМФ, но её там не так много, и она попроще, как и математика. Тем не менее, даже акцентированные дисциплины, по крайней мере для меня, выглядят несколько урезанными, что не даёт ощущения удовлетворённости обучением, а, наоборот, оставляет ощущение недосказанности во всём.

Как проводились занятия по этим дисциплинам? Наверняка, были особенности.

Факультет маленький, на курсе учится всего 40-50 человек в начале обучения. Курс разделяется на примерно равные три группы, две из которых — ПМФ, и одна — ПМИ. Факультет находится в Москве, в отличие от остальных факультетов МФТИ, преимущественно (кроме ФАЛТ) находящихся в Долгопрудном. Это влечёт за собой обособленность факультета и сильную замкнутость. Кабинеты для лекций сильно напоминают школьные классы, а семинарские — и того меньше. Конечно, у нас были и лабораторные, и практические занятия. И этим наш факультет сильно не отличается от других. Но, например, из-за того, что факультет находится в Москве, для лабораторных работ приходилось раз в неделю ездить в Долгопрудный, и они закончились раньше, чем заканчиваются «лабы» у основных факультетов. Дальше были какие-то лабораторные работы у ПМФ направления, но о них я не знаю. Что касается практических занятий у ПМИ, они у нас тоже были. Я не могу выявить особых отличий по отношению к другим вузам или факультетам, кроме вышеозначенных. Далее отличия есть лишь в конкретике — если каждый предмет рассматривать отдельно.

Какие занятия тебе нравились больше всего и почему?

Мне больше всего нравились, наверное, лабораторные в Долгопрудном: на них приходило понимание мира. Об остальном точно сказать не могу, ибо сейчас всё уже перемешалось в голове. Можно, наверное, ещё выделить преподавателя — Андрея Шафаревича. Его лекции были довольно продуктивными. Ещё мне на пользу пошел курс БД (базы данных). В остальном я не могу выделить успешных курсов.

А что вы делали на этих лабораторных работах?

Это были лабораторные работы по общей физике. Мы на них занимались всем, включая качание маятников, создание вакуума, лазеры, интерференцию, дифракцию.

Ты сказал, что на этих лабораторных приходило понимание мира, а как именно это происходило?

Каждый понимает мир по-своему. Для меня в понимании мира одним из важнейших существенных условий является взаимодействие с ним. Воздействие на мир, и его реакция — они определяют, как этот мир работает. И понимание создаётся через взаимодействие. Для понимания этого мира, в частности, для понимания, что свет имеет волновую природу, очень хорошо подходят опыты, такие, как опыт с тонкой щелью. Так как свет имеет волновую природу, на щели он рассеивается, так как за щелью идут сферические, перпендикулярные разрезу, волны. Это явление дифракции на щели. Если рассматривать две волны — от левого и правого края щели, — то, достигая поверхности, они накладываются друг на друга. Возникает явление интерференции и на поверхности появляются полосы.

Тебе нравятся преподаватели МФТИ?

К сожалению, наш факультет является изолированным, в нём свой личный преподавательский состав. Я не могу оценивать преподавателей как-то иначе, чем через то, как они преподают. А о полученных знаниях я уже рассказывал. Это же всё применимо и на преподавателей, так как именно они давали нам знания.

А как тебе твои однокурсники?

Мои однокурсники — обычные люди, студенты, зачастую — лентяи. В начале обучения, на первом курсе нас было 45 человек, из них девушек — восемь. Сейчас остались только две девушки. Студенты все — бюджетники, из не-москвичей было только двое из Подмосковья, сейчас остался один. По поводу лени могу сказать одно: ленятся все, каждый делает это в своём ритме. Сейчас можно выделить, наверное, четырех-пять человек из 23 на моём курсе, которых можно занести в список «ботанов».

Каковы перспективы твоей будущей профессии в целом и какие перспективы открывает твой факультет для своих выпускников?

Для нас всех факультет гарантирует работу в Курчатовском институте, по одному из направлений его исследований. Для выпускников ПМФ направления и перспективы профессии, в основном, — только научные, то есть, если хочется работать ради науки, а не ради денег, то найти место работы не составляет труда. Для ПМИ всё немного проще. В среде программистов всегда можно пойти работать за немалые деньги (в науке таких не платят), про научные направления — ситуация такая же.

А какое будущее ты видишь для себя?

Для начала я постараюсь получить степень PhD (Philosophy Doctor, по-нашему — кандидата наук). Когда получу, дальше посмотрю на то, что будет на рынке труда на тот момент, и буду отталкиваться от этого. Просто сейчас такое время, что нельзя заранее спрогнозировать развитие событий на более, чем трёхлетний срок.

И все-таки, где бы ты хотел работать в идеале в будущем?

В идеале я хотел бы работать в своей собственной компании, создающей уникальный продукт, сильно востребованный по всему миру.

А какой именно продукт?

А это не столь важно. Главное — его повсеместная востребованность. Уникальность продукта может быть частичной — чтобы рынок был ненасыщенным. Ну и еще надо учесть отношение востребованности и себестоимости. Конечно, всё это — в идеале.

Ксения Яковлева
Редактор проекта Учёба.ру
06 ноября 2014

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты