Мой город — Москва
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Правила поступления: Академия МЧС

Стоит ли поступать в АГЗ МЧС, не планируя в будущем работать в этой структуре? Рассказал выпускник и работник академии Михаил Шарафутдинов.
Ксения Яковлева
Редактор проекта Учёба.ру
12 ноября 2014
2 комментария
Фото: А. Соколов/rosinform.ru
Михаил Шарафутдинов
выпускник и работник АГЗ МЧС

Благородные мотивы

Для меня всегда существовала одна профессия — полицейский. Я видел перед собой романтический образ борца с преступностью, принципиального и неподкупного. Кроме того, мне всегда нравилось помогать людям. Я буквально получаю кайф от бескорыстной помощи, когда просто говорю «не за что». Но в милицейское училище я не прошел из-за плохого зрения. Это был крах надежд. Возник вопрос о дальнейшем обучении. Ну, и само собой, что могло стать лучшей заменой, чем Академия гражданской защиты МЧС России? МЧС — не менее благородная сфера. Я поступал в академию в августе 2007 года. Набор на перспективную специальность «государственное и муниципальное управление» проводился уже второй раз. Предстояло сдать письменные экзамены по истории России, обществознанию, написать диктант и сдать физическую подготовку.

Я набрал 13 баллов из 15-ти возможных и был зачислен на факультет руководящего состава.

Лично мне было сложно сдать физическую подготовку, так как, если ты получал двойку по одному из упражнений, то данный экзамен проваливал. А надо было подтянуться, пробежать на время 100 метров и кросс в 3 километра. С подтягиваниями и стометровкой проблем у меня не было, а вот кросс было очень тяжело пробежать, еле уложился. Но на четвертом курсе я уже бегал намного лучше. Сейчас абитуриенты поступают по результатам ЕГЭ, а физическую подготовку как экзамен вообще отменили.

Я всегда считал и считаю, что в академию надо поступать, если ты хотя бы немного думаешь о том, чтобы в будущем связать свою карьеру с МЧС в частности или РСЧС (Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) в целом. Если ты просто пришел за дипломом, то это учебное заведение не для тебя: здесь есть своя специфика, и лично мне как работнику академии жалко тратить силы и время на тех, кому обучение здесь не нужно и не особенно интересно. Для таких ребят есть обычные гражданские вузы.

Особенности обучения

Физическая культура в академии отличалась от обычной: мы, гражданские студенты, сдавали нормативы по армейскому наставлению по физической подготовке. Кроме того, большинство преподавателей этого предмета, в прошлом многого добившиеся в спорте, не знали фраз «не могу» и «не умею». Физическая подготовка была одной из дисциплин, с которой именно у студентов всегда были проблемы: сложно перестроиться со школьной физкультуры, где ты играл в волейбол, на серьезную нагрузку.

Помимо физической подготовки мне не давала забыть о том, что я учусь в академии МЧС, дисциплина. Она, конечно, не была такой, как у курсантов или офицеров, но нашим начальником был подполковник, у нас была установлена форма одежды, после окончания занятий были построения, и мы знали что делать, когда звучит команда «левое плечо вперед» или «в колонну по два». Кроме того, со 2 курса у нас начались специфические профильные дисциплины — «основы защиты государственной тайны», «организация аварийно-спасательных работ», «предупреждение ЧС». На занятиях по предмету «основы защиты государственной тайны» мы узнали о понятии «государственная тайна», о том, что входит в сведения, которые она составляет, каков порядок получения допуска к этим сведениям, какие в связи с этим есть ограничения. Но, самое главное, — нас ознакомили с инструкцией по обеспечению режима секретности в МЧС.

У всех студентов был оформлен допуск к сведениям, имеющим гриф «секретно».

На каждого студента заводилась тетрадь, которая прошивалась и пронумеровывалась, чтобы никто не мог выдрать лист. Тетради хранились и переносились к месту занятий в специальном чемодане, который отпечатывался секретчиком — студентом, который был ответственным за учет и хранение данных документов. После окончания занятия тетради и учебники подсчитывались, запись заносилась в опись, о соответствии докладывалось преподавателю, и только после этого студенты могли покинуть учебный класс. У меня случилась одна неприятная история, связанная с этими тетрадями. Так как одна из секретных дисциплин шла около трех лет, тетради тоже не были резиновыми и имели свойство заканчиваться. В связи с этим регулярно приходилось заводить новую. Так как все люди пишут по-разному, у одних за три года было всего три тетради, а у других — все пять.

Ну и на семинарах надо было отвечать так же. В итоге в чемодане моей группы в одно время оказалось не 30 тетрадей (столько человек было в группе), а 34 или 36, так как у некоторых уже было по две.

В итоге, когда занятие закончилось, выяснилось, что по описи в чемодане должно быть 36 тетрадей, а сдано было только 35. Одной не хватало. Это было настоящее ЧП. Проводилось служебное расследование, со мной беседовали представители отдела по защите государственной тайны. В итоге выяснилось, что я по ошибке посчитал выданной старую несписанную тетрадь. То есть выдал я 35 и вернулось 35, но несписанную старую я посчитал 36-й. Проще говоря, все думали, что одна тетрадь потерялась. А на самом деле я просто невнимательно посчитал и запутался в старых и новых. Получил выговор. Зато с тех пор в учебе, а теперь и в работе стараюсь соблюдать порядок в документах.

Дисциплина «организация и ведение аварийно-спасательных работ» содержала в себе информацию об истории поисково-спасательной службы МЧС России, основных терминах и определениях, которые есть в этой сфере, статусе спасателя, его правах и обязанностях, порядке аттестации на квалификацию «спасатель». Кроме того, мы изучали структуру спасательных служб России и зарубежья, технологии ведения поисково-спасательных работ и основные технические средства, применяющиеся при них.

На занятиях по дисциплине «безопасность спасательных работ» мы изучали требования к нормированию труда спасателя при проведении спасательных операций, основные правила при использовании аварийно-спасательного инструмента.

Плакаты героев России, стенды с историей спасательного дела в РФ — все это помогало понять, что мы учимся именно в академии Министерства по чрезвычайным ситуациям. Хоть мы и понимали, что наша специальность не связана с непосредственным спасением людей, тем не менее, само осознание того, что ты учишься в академии МЧС, обязывало как минимум не сдаваться, когда тяжело.

«Не навреди»

При проведении аварийно-спасательных работ все зависит от конкретной чрезвычайной ситуации. При террористических актах — одно, при авариях в метрополитене или ДТП — другое. Нас учили общим понятиям, конечно. Я бы не сказал, что это особенности аварийно-спасательных работ: это, скажем так, правила, которые в любой ситуации неизменны.

Во-первых, как бы это странно ни звучало, спасатель должен думать не о том, как спасти человека, а как спасти его и выжить при этом самому. Нас учили, что именно в этом и есть смысл работы, и он не должен подразумевать под собой лишних жертв. Во-вторых, есть принцип «не навреди», цель которого заключается в том, чтобы пострадавшему не стало еще хуже после твоего вмешательства. Но ситуации, конечно, бывают разные и огромная нагрузка лежит на пожарных, спасателях именно из-за того, что за секунды им надо принять самое оптимальное решение.

Если спасатель принял неправильное решение (не учел каких-то факторов, например), и оно не было единственно возможным, пострадавшему может стать хуже. Можно смоделировать ситуацию: при нахождении пострадавшего в завале, допустим, человеку сильно сдавило ногу за несколько часов, что он там находился.

Развивается так называемый краш-синдром, или синдром длительного сдавливания. Если сразу освободить конечность пострадавшего от сдавливания, он может умереть в течение нескольких часов.

Дело в том, что токсины продуктов распада тканей быстро попадают в кровь. Человеку, который не имеет об этом представления, естественно, хочется побыстрее освободить пострадавшего от сдавливания. Но этого делать нельзя. Спасатель, не имеющий практического опыта, может поддаться инстинкту и этим загубить жизнь человека.

Как же спасатель должен вытащить его, чтобы не навредить? Этим уже занимаются медики, если есть свободный доступ к пострадавшему, либо сами спасатели. Я знаю, что перед освобождением необходимо наложить жгут или сильно давящую повязку на сдавленную конечность, давать пострадавшему обильное количество жидкости, как можно быстрее охладить конечность наложением пузырей со льдом или других охлаждающих средств. Это все, конечно, вкратце. Только после этого можно освобождать конечность. Все это делается для того, чтобы сделать распространение токсичных веществ по организму как можно более медленным.

Заботиться о жизни и здоровье граждан

Сейчас я заведую учебно-консультационным пунктом на одном из военных факультетов нашей академии. Основная задача — планирование, организация, контроль за учебно-методической работой факультета. Как мне удается совмещать все эти обязанности? Просто когда ты много работаешь, у тебя набирается все больше опыта. И многие задачи, которые раньше были сложными, становятся легко решаемыми. Ты учишься распределять время, расставлять приоритеты. Плюс у меня в подчинении двое работников.

Скоро будет три года, как я тут работаю. Требовался сотрудник, а я как раз окончил академию с отличием. Мне предложили должность и я, в принципе, недолго думая, согласился.

Идеальная перспектива для выпускника академии, по моему мнению, — трудиться на государственной службе в одном из главных управлений МЧС России — либо по Москве, либо по области. Заниматься вопросами гражданской защиты: планировать и организовывать мероприятия в этой сфере. Гражданская защита — это комплекс мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан и организации их первоочередного жизнеобеспечения в случае ЧС. Это обширный список задач, каждая из которых важна. Мне это интересно, я чувствую, что в этой сфере я буду максимально эффективным и смогу реализовать себя.

Дарья Стахина
студентка АГЗ МЧС

Военные и гражданские

О нашей академии ходит множество слухов — например, о жестких рамках, в которые загнаны все ее студенты. В целом в академии нет особенных ограничений из-за того, что это военный вуз. Например, недавно у нас был проведен день контрацепции, на котором студентам раздавали брошюры. Однако нам постоянно приходится «подгонять» себя под статус академии. Недавно мы проводили мероприятие, на которое приехал заместитель министра обороны РФ. К тому же, если мы будем проводить шумные массовые мероприятия на территории академии, курсантам, привыкшим к жесткой дисциплине, они могут показаться хаосом. Мы также стараемся внушить студентам младших курсов, как подобает себя вести. У нас также внимательно следят за внешним видом: курсанты обязательно должны быть коротко подстрижены.

У нас работают как гражданские, так и военные преподаватели. Последних бывает очень интересно послушать: они не только теоретики, но и практики, и могут рассказать интересные истории из жизни.

У военных своя, особенная подача информации, свой, специфический юмор, и это еще одна причина, по которой их очень интересно слушать.

Дисциплина у них, конечно, строгая: у каждой группы назначается дежурный, как у курсантов, который докладывает преподавателю о присутствующих и отсутствующих на занятии. Гражданские преподаватели этого не требуют: они относятся к нам более лояльно.

Многие думают, что поступить в АГЗ очень сложно, но это — стереотип. Поступление в академию не отличается от поступления в любой гражданский вуз: точно так же подаются документы и результаты ЕГЭ. Поступить на курсанта, конечно, не так просто: ребята проходят курс молодого бойца, как и в других военных вузах. А вообще в академии есть множество специальностей: юриспруденция, экономика, связи с общественностью, техносферная безопасность. У студентов также есть возможность получить квалификацию спасателя, так как в прошлом году у нас открылось отделение Российского союза спасателей. В обучении студентов инженерного факультета очень много времени уделяется практике: они выезжают на определенные территории и даже проводят там аварийно-спасательные работы, их обучают работать с инструментами.

Ксения Яковлева
Редактор проекта Учёба.ру
12 ноября 2014
2 комментария

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты