Мой город — Москва
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Реалии в Вышке жесткие

Чем занимаются искусствоведы, кому стоит поступать на исторический факультет НИУ ВШЭ и почему нужно быть предпринимателем по жизни, «Учёбе.ру» рассказал историк архитектуры Лев Масиель Санчес.
Светлана Герасева
редактор журнала «Куда пойти учиться»
27 июня 2014
1 комментарий
 

Лев Карлосович Масиель Санчес

Профессия Искусствовед, доцент факультета истории НИУ ВШЭ
Чем известен Исследователь буддийских храмов Бурятии, сибирских монастырей и тобольского барокко. Читал лекции о русской архитектуре в Париже, Страсбурге, Токио, Мехико и Вене. В сентябре 2014 года вместе с преподавательским составом истфака НИУ ВШЭ откроет новое направление истории искусств.

Как учили на истфаке МГУ

Я всегда испытывал интерес к прошлому. История лучше всего объясняет человеку, кем он является и откуда взялся. Просто потому, что прошлое помогает нам увидеть человека объемнее и богаче. Я и в десять лет так рассуждал. Любил поговорить с пожилыми людьми, бабушкой например, разузнать о ее советском и досоветском прошлом, объяснить себе, почему они так или иначе реагируют на вопросы о своей жизни. Интерес к прошлому необходим, чтобы стать историком или искусствоведом.

Людям, не знающим истории, легко можно навязать много чуши. Эта наука дает человеку ориентацию в мировом пространстве, причем и в географическом, и хронологическом плане. У него появляется совершенно другое внутреннее ощущение и мощная уверенность в себе. Такой человек не потеряется в мире.

Я поступал в вуз в 1993 году. Тогда для абитуриента моего склада было две дороги: истфак РГГУ или МГУ. РГГУ был совершенно новым учебным заведением, своеобразной инновацией. Но я был настроен консервативно. Наверное, потому, что слышал о некой отлаженной системе обучения Московского университета. И решил для себя, что МГУ — лучший. И поступил.

На истфаке было сонно. Читались, конечно же, отдельные замечательные курсы: истории искусств Ольги Сигизмундовны Поповой, философии Геннадия Георгиевича Майорова, но это было скорее исключением.

Я не ходил на большинство лекций, потому что они представляли собой такой скучный пересказ учебников, что можно было умереть.

Семинары же были замечательными. Но если бы я сегодня выбирал, куда поступать, не уверен, что выбрал бы МГУ.

По большому счету, мое обучение в университете свелось к изучению иностранных языков. Я ходил на романо-германское отделение и учил португальский, каталанский и новогреческий понемножку. Ну а что? Были девяностые, о карьере в науке думать не приходилось. Зато можно было позволить себе учить языки и получать образование, которое структурировало мозги.

Однако московский университет дал мне отличную школу самостоятельной работы с историческими источниками. Здесь меня научили думать и писать. Плюс к этому — хорошая среда, качественный круг людей. Вкупе все это оказалась весьма недурственно. Историком я не стал, но мне хватило знаний, чтобы сдать кучу предметов и защитить кандидатскую на искусствоведческую тему.

Истфак: Вышка vs МГУ

Мне импонирует историческое образование вообще, потому что оно заставляет думать систематически, учить задумываться над истоками явлений. Это радикально облегчает общение с людьми, приучает видеть индивидуальность человека.

Сейчас много споров, система какого вуза лучше: НИУ ВШЭ или МГУ. Мне кажется, что людям, которые хотят научиться работать и быстро ориентироваться в жизни, подойдет Вышка. Реальность в Вышке жесткая: к 4 курсу вылетают до 40% студентов. Поэтому почти все студенты большую часть времени сидят и как проклятые готовятся. В этом вузе у вас будет много семинаров, письменных работ, вам придется приобрести привычку постоянно продуцировать тексты. Здесь есть гранты, стажировки и гибкое межфакультетское сотрудничество. Можно даже стать ассистентом преподавателей и чуть-чуть заработать. У историков в Вышке есть интересные искусствоведческие практики — в этом году мы ездили в пятидневное путешествие по маршруту Смоленск-Полоцк-Витебск.

Тем, кто умеет неплохо работать самостоятельно, руководствуясь здравым смыслом и светлой головой, советую выбрать МГУ. Здесь по-прежнему множество звездных преподавателей. МГУ сохранил статус и бренд, это стоит учесть.

Вообще, студенты сейчас неплохие: активные, в меру наглые, много сидят в социальных сетях, много путешествуют. Вот мои второкурсники взяли палатку и поехали в Турцию смотреть византийские памятники. Жили на склоне Вифинского Олимпа, ездили в Константинополь. Я вот всю молодость так провел: и автостопом, и с рюкзачком, и спал на улице. Помню, как в 16 лет уехал в Пуэблу из Мехико на разваливающемся автобусе третьего класса. Я вообще мог многое тогда перетерпеть.

Где работают искусствоведы

Самый распространенный вопрос, который мне задают: «Ты искусствовед? А что делаешь-то?». Объясняю. Искусствовед — человек, который умеет работать с визуальными объектами. То есть, может вычитывать картинки, препарировать и вытаскивать из них смысл. Для таких профессионалов открыто сразу несколько путей.

Во-первых, это музейная сфера. Сейчас она развивается необычайно динамично, интерес к ней растет как на дрожжах. Не надо думать, что там работают только бабушки, которые спят на стульях в Пушкинском. Есть много современного и модного, например, работа куратора, независимого специалиста, который занимается презентацией выставок. Куратор является этаким посредником между публикой и музеем.

Следующий вариант — экспертная работа в частном бизнесе. Это престижно и прибыльно. А вход в нее такой — диплом искусствоведа, специализированная магистратура, например, вышкинская программа «История художественной культуры и рынок искусства», и год-два работы в качестве помощника эксперта.

Поверьте, эксперты по полотнам XVIII века зарабатывают весьма неплохие деньги.

 

Третья возможность реализоваться — стать художественным критиком. Другими словами, писать об искусстве в специализированные издания. Хороший слог и профильное образование — то, что нужно.

В конце концов, можно стать профессиональным гидом. На стоящих экскурсоводов запись за год. Во всяком случае, стоит приготовиться к тому, что искусствоведу всегда придется работать на несколько фронтов. Нужно суметь стать предпринимателем по жизни. И тогда ты всегда при деньгах и ни дня в тупом офисе.

О жизни с искусством

Обычный день искусствоведа можно изобразить так. С утра долго проверяешь почту. Дальше часа три — лекции. Следующий этап — подготовка следующих лекций, которая съедает бездну времени — полтора часа публичного выступления требуют 8-14 часов кропотливой работы. Потом — научная работа или чтение. Обязательно один день в неделю — библиотечный. Оставшееся время почти полностью уходит на написание текстов. По моим измерениям, на один приличный научный труд в 15 страниц нужно два полных месяца работы.

Искусствовед не может не путешествовать. Нам просто необходимо плотно взаимодействовать с тем, что мы изучаем. И тут ты берешь и вклиниваешь в свой график поездки и музеи. Я путешествую не меньше двух месяцев в год. Был, думаю, примерно в 70 странах. Наверное, остановлюсь на цифре «100», потому что история архитектуры — это не страноведение. Моя диссертация была посвящена архитектуре Сибири, поэтому я уже в первую поездку провел там 40 дней. Из мелких городов самым ярким оказался Енисейск. Я был в Нерчинске, Агинском дацане, Кяхте — это очень интересное место на границе с Монголией. Был в Троице-Селенгинском монастыре.

Там располагался сумасшедший дом, поэтому мне пришлось брать специальное разрешение на посещение у дамы, которую звали Венера Аполлоновна.

Моя поездка закончилось падением с мотоцикла и растянутой ногой. Это был конец августа, билеты на поезд закончились, поэтому я возвращался в Москву в течение трех суток на электричках. Я купил себе костыль, с помощью которого ковылял от платформы до очередного поезда. Это очень обогащающий момент в нашей профессии — путешествия.

Мое хобби — гастрономия — тоже неожиданным образом вытекло из путешествий. Я люблю ходить на рынки в странах, где бываю, умею готовить много всякого. Могу угостить кальмарами в сметане, знаю рецепт изумительного сациви. Отличное блюдо — печеный куй. Так в Перу называется морская свинка.

Самый большой кайф нашей работы в том, что что ты можешь ежедневно общаться с искусством. Это дает душевное отдохновение и покой. А все потому, что искусство — это то, во что люди всегда вкладывали лучшую часть собственной души. Поэтому искусствоведы счастливее многих людей. Картины и храмы — это не руль в автомобиле и не бухгалтерский отчет.

Мой совет абитуриентам-историкам и искусствоведам: смотрите, все время смотрите на людей и все время вглядывайтесь в картины. В Третьяковку, в Пушкинский, но главное — в Эрмитаж. При первой же возможности!

 

 

Чем насладиться в июле. Рекомендации Льва Масиеля:

► МОСКВА

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Сразу две шедевральные выставки старого искусства, событие для нашего города уникальное: «Великие живописцы Ренессанса» из Академии Каррара в Бергамо и «Шедевры фламандской живописи» из собрания князя Лихтенштейнского.

ГМИИ им. А.С. Пушкина

ул. Волхонка, 12

до 27 июля

500 руб.

► САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Государственный Русский музей, корпус Бенуа

Монографическая выставка к 140-летию Николая Рериха

Корпус Бенуа

Набережная канала Грибоедова, 2

до 7 июля 2014

350 руб.

 

Светлана Герасева
редактор журнала «Куда пойти учиться»
27 июня 2014
1 комментарий

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты