«Вы, русские, конечно, гораздо образованнее нас. Но зато нас учат другим вещам», — говорила мне одна американская студентка, будущий музейный работник. Чтобы понять, что это за «другие вещи», достаточно посмотреть типичные темы курсовых работ в американском вузе: «Кампании за отмену телесных наказаний в XIX веке в Новой Англии: женщины, заключенные, моряки», или «Мачо-медицина. История применения анаболических стероидов». Курсовая работа в западном колледже обычно отличается высоким уровнем детализации. «Важно не то, что вы знаете, а то, что вы можете сделать с этим знанием», — говорил философ Дьюи, основатель прагматизма.
В России обычный способ «придумывания» темы для курсовой работы — от общего к частному, от теории к практике. Причем чаще всего до практики так и не доходит, и рождаются такие бесконечно нудные темы, как «Проектный подход в управлении компанией» или «Управленческая структура предприятия». Здесь никакой конкретики — только проверка, насколько хорошо студент усвоил материал из какого-либо общего курса. По сути такая курсовая — это письменный экзамен на знание материала. Аналогично формируются и темы дипломных работ.
Причем хороший диплом, как говорил автору этой статьи один преподаватель истории в России, — это сборник хорошо написанных курсовых
В результате студент может получить красный диплом, написав несколько сот страниц абсолютно бессмысленной ерунды, которая, кроме того, еще и будет являться в значительной степени плагиатом.
Огромное количество «сворованных» дипломов и диссертаций в России — отражение самой сути нашего подхода к написанию студенческих работ. Ведь «повторение — мать учения». Если задача работы — показать, насколько хорошо ты усвоил материал, то вполне логично, что работа будет переставлять собой пересказ прочитанного своими словами. Ну а степень того, насколько эти слова «свои», может варьировать от вольного пересказа, к которому сложнее придраться, до полного совпадения, фиксируемого антиплагиатной программой. В принципе, это средневековый метод обучения. В средневековом университете школяры по памяти переписывали труды «классиков», и любая новая работа в сущности представляла собой свод уже накопленного знания.
Чему российская образовательная система могла бы научиться у американцев? В США, в отличие от России, существует два вида работ: курсовые, которые обычно представляют собой очень точечные, локальные исследовательские проекты. И магистерские или докторские диссертации — более фундаментальное исследование молодого ученого, которое вполне может лечь в основу его первой книги. Дипломной работы как промежуточной стадии между «учебной» и «научной» работой у них просто не существует. Так что, можно было бы существенно улучшить качество студенческих работ, и, во всяком случае, сделать их темы менее скучными. А то получается, что студент, успешно сдав дипломную работу и получив свою «красную корочку», оказывается один на один со знаниями, которые не умеет применять. А ведь вся реальная жизнь сегодня устроена скорее по принципам Дьюи, чем по принципам средневековой педагогики.
Обсуждение материала
Оставить комментарий