Мой город — Москва
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

«Геймифицируй это»: как превратить образование в игру

Сегодня игровые модели в образовании считаются новаторством и применяются нечасто. В России одним из первых это начал делать преподаватель информатики Андрей Сиденко, который в 2013 году завоевал звание «Учителя года», а в 2015 вошел в топ-10 самых влиятельных педагогов мира по версии сообщества Connecting Learning Today. «Учёба.ру» поговорила с ним об игровом и онлайн-обучении и о профессии педагога.
Анастасия Нарушевич
03 февраля 2016

Андрей Сиденко,
учитель информатики, обладатель звания «Учитель года»,
участник топ-10 самых влиятельных педагогов мира
по версии Connecting Learning Today

О выборе профессии

Сегодня многие считают, что профессия учителя непопулярна, хотя на самом деле это не так. Она интересна абитурьентам, и о ней можно задуматься уже в школе, если есть предрасположенность к педагогической деятельности. В моем случае всё просто: мои папа и мама — учителя, я с детства видел, как они увлеченно работали, уставали, но всегда с интересом рассказывали о том, чем занимаются в школе. Вот почему мне всегда нравилась эта профессия.

Я учился на физико-математическом факультете в МГОУ; сейчас идет девятый год моей работы в школе. За это время я успел получить степень магистра в области электронного обучения в МГГУ им. М. А. Шолохова. Моя профессия никогда не дает мне стоять на месте, всё время нужно учиться, развиваться, и это очень увлекательно, хотя, признаюсь, не всегда легко.

«Учитель года»

Я узнал о том, что вошел в топ-10, из Twitter: Connect Learning Today просто опубликовали рейтинг, и мне тут же посыпались поздравления от зарубежных коллег. Я спокойно на это отреагировал: на мой взгляд, всё это — только внешняя оценка моей деятельности, и она никак не повлияла на рабочие моменты. Я по-прежнему учу детей в школе, мне всё нравится, и всё меня устраивает. Единственное, что поменялось, — то, что у меня чаще стали брать интервью, появилась возможность высказать свое мнение по вопросам, касающимся образования. Здорово, что такая возможность есть в принципе, и что к учителям стали больше прислушиваться. Я это вижу исходя из тех изменений в информационном поле, которое произошли в последние годы.

Игровые методы обучения

На своих уроках информатики я использую игровые методы, хотя мы не играем на компьютерах постоянно. У нас просто есть много заданий, которые подразумевают игру. Игра — это не всегда плохо. Существует акция «Час кода», которая проводится по всему миру, а теперь появилась и в России, и там основы алгоритмизации, которые непосредственно связаны с программированием, представлены в виде игры. Также есть Kodu — игра Microsoft, где имеется персонаж-робот, которому вы даете разные задания: например, построить мир, где будут горы, реки, озера. Всё это похоже на 3D-мультфильм, который впоследствии может вырасти в рабочую программу. Основы алгоритмов: те же циклы или алгоритмы условий, — проще всего давать как раз в такой форме, особенно вы учите детей, а не взрослых. Надо, впрочем, оговориться, что речь идет о классах с 1 по 6, когда всё только начинается, а не о серьезном программном коде, который решает практические задачи.

При помощи игры можно обучать. И на самом деле игра в этом случае весьма условна: важно не то, что ребята играют, а то, во что они играют. Есть игры, которые, наоборот, помогают повысить понимание сложных конструкций, перевести всё на более простой язык.

То же самое — с робототехникой: вы вроде как играете, но в процессе игры вместе с роботом используете датчики, программируете его, и это приводит к определенным последствиям. Например, то, что робот способен собрать все бумажки в классной комнате, — полезная функция, которая может пригодиться в реальной жизни.

Как проходят уроки

Сейчас на уроки информатики по программе отводится всего час в неделю, это очень мало. И на них мы уже давно не печатаем задания в Word и не делаем таблички в Excel: это превратилось в часть проектных работ. Зачем отдельно проходить эти программы и занимать время, которого и так мало?

Основной упор мы делаем на программирование, робототехнику и пользовательские программы, которые могут пригодиться впоследствии. Это различные форматы презентации, — и я сейчас говорю не о Power Point. Сайт Prezi.com, программа Sway, разработанная Microsoft, и даже банальная презентация в Google Docs — это уже намного интереснее. Задача стоит в том, чтобы показать, что можно не просто создать презентацию, а еще и добавлять туда других пользователей, так что кто-то будет делать первые два листа, кто-то — отвечать за дизайн, кто-то — за публикацию и т. д. Все эти навыки хорошо сочетаются с задачами, которые ставят в рамках изучения других предметов, поскольку информатика так или иначе пересекается со всеми ими. То, что мы делаем в классе, может быть полезно и в повседневной жизни. На мой взгляд, это правильный подход.

Выпускные экзамены по информатике обычно сдают от 10 до 15 человек из класса: это ребята, которые нацелены на специальности, связанные с IT. Сдают на «четверки-пятерки», если условно переводить в шкалу школьных оценок, — это результаты в районе 70-90 баллов. Но у нас были и «стобалльники», от года к году по-разному. Экзамен меняется, становится сложнее, не каждому, может быть, дается, — однако я стараюсь разбирать с детьми не только задания из вариантов, но и смотреть на задачи более широко, проходить темы на более глубоком уровне. Опять же, нужно понимать, что это происходит не на уроках, а скорее факультативных или онлайн-занятиях. Мы можем собраться, и я объясню за полчаса какой-то сложный пример, который не получается решить. И это происходит не в последние два месяца до экзамена: это подготовка, которая идет целенаправленно в течение года.

Геймификация в мире

Геймификация есть везде. Нельзя говорить о том, что в зарубежной педагогике существует понятие геймификации в образовании, а в российской — нет. Вопрос в том, что где-то она больше применима, а где-то меньше. Я бы не сказал, что у западных коллег есть приоритет в этой сфере: у них был как удачный, так и неудачный опыт.

Я, например, знаю, что сейчас появилась интересная программа, которую делает Microsoft. Они работают с Minecraft — это игра, которая многим знакома. На факультативных занятиях с использованием этой программы дети строят дом, изучают весь процесс его создания: как поставить стену или положить крышу, или сделать какое-нибудь более сложное строение. Всё это подразумевает для детей взаимодействие между собой. Такая виртуальная IT-социализация, на мой взгляд, не вполне правильна, хотя она работает. Когда ты должен договориться с человеком, который находится далеко от тебя, что ты строишь одну стену, а он — другую, и у вас вместе должно что-то получиться... На мой взгляд, это интересно, но сложно.

Опыт с Minecraft показывает, что геймификация в образовании есть, однако пока говорить о том, что какая-то страна выбрала ее в качестве основной педагогической модели развития и ушла в это русло, я бы не стал. Есть отдельные примеры, отдельные школы, в том числе и в России, но не больше. Это не провальный тренд, но я не думаю, что впоследствии мы все на него перейдем.

Онлайн-образование и его перспективы

На мой взгляд, онлайн-образование — это удобный инструмент, который позволяет обучать детей в труднодоступных районах, когда ребенок не может доехать до школы, потому что дороги плохие. В данном случае, это единственный путь. Но также нужно понимать, что это достаточно сложное решение, в реализации которого должны быть задействованы специалисты из разных областей. Например, я сам обучаю ребят онлайн и понимаю, сколько сил это забирает. С одной стороны кажется, что вы можете учиться где угодно, а с другой стороны, нужно всё равно самостоятельно прослушать цикл лекций, прочитать определенное количество книг и ответить на определенное количество вопросов. Онлайн-образование — это отличный способ получить тот или иной навык или знания, не выходя из дома. Но оно отчасти уничтожает связь между учителем и учеником, когда можно, например, переспросить. Поэтому без классического, очного, образования ни сейчас, ни в будущем ничего не получится.

Анастасия Нарушевич
03 февраля 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты